Спорный фонд
Создание Фонда развития взамен ныне бездействующего Инвестфонда может быть бойкотировано Минфином. В пятницу идею Минэкономразвития о финансировании инвестпроектов за счет снижения планки наполняемости Резервного фонда раскритиковал замминистра финансов Сергей Сторчак. Чиновник напомнил, что вложение средств в инфраструктуру должно проходить при условии возврата денег в госказну, а инициатива Минэкономразвития основана на безвозмездной системе.
Борьба Минэкономразвития и Минфина вокруг бюджетного правила получила новый поворот. Министерство Антона Силуанова раскритиковало идею коллег из МЭР о создании Фонда развития (предлагается создать на базе неработающего Инвестфонда). По словам Сергея Сторчака, Минфин не готов отдавать «огромные ресурсы конъюнктурных доходов» на инфраструктуру. «Как минимум это обойдется очень дорого, как максимум мы рискуем нарваться на долгострой», — пояснил позицию чиновник.
Днем ранее министр экономического развития Андрей Белоусов заявил, что министерство отправило в правительство предложения о создании Фонда развития инфраструктурных проектов. По его словам, задача нового фонда — обеспечить дополнительных 2% ВВП, чтобы экономика ежегодно росла минимум на 5% (как это прописано в «Основных направлениях деятельности правительства до 2018 года»).
Для пополнения фонда МЭР предложило снизить нормативную величину Резервного фонда с 7 до 5% ВВП, а все дополнительные нефтегазовые доходы направлять в Фонд развития. На сегодняшний день правительство может тратить на инфраструктуру только половину, а оставшиеся 50% обязано отправлять в Фонд национального благосостояния. В МЭР пока предпочитают не комментировать межведомственный спор.
По оценкам Елены Лебединской из Экономической экспертной группы, совокупный объем Фонда развития в 2014 году может превысить 2 трлн руб., а в 2015-м — 2,5 трлн руб. Из них 1 трлн — деньги Резервного фонда.
«Можно понять оба ведомства: МЭР отвечает за развитие и не гнушается изменениями правил. Перед ним стоит вопрос о наращивании госинвестиций, а Минфин в силу своих функций всегда пытается ограничить излишнее финансирование», — комментирует директор ЦКИ ВШЭ Георгий Остапкович. Тем не менее «скорее всего победит позиция Минфина», прогнозирует директор Института проблем глобализации Михаил Делягин: «Если исходить из позиций здравого смысла, то, конечно, нужно заниматься развитием инфраструктуры. Только почему нужно откладывать на это 2% ВВП? У нас в федеральном бюджете без движения валяются 6 трлн руб. И Резервный фонд, и Фонд национального благосостояния — лишь часть этих денег».
Вопрос о том, каким должен быть лимит Резервного фонда, необходимо рассматривать с учетом происходящих в экономике структурных изменений, размышляет начальник отдела информационно-аналитического обеспечения «Лайф Капитал» Валерий Пивень: принимая во внимание последние прогнозы понижения роста ВВП на следующий год, снижать его неразумно. Так, согласно последним данным Росстата, рост российской экономики в 2012 году замедлился до 3,4% по сравнению с 4,3% в 2011 году.