Верховный суд истребовал дело по жалобе против Ларисы Долиной
Верховный суд истребовал дело по имущественному спору между Полиной Лурье и Ларисой Долиной, следует из данных картотеки Верховного суда.
Истребовать дело — значит запросить материалы дела из нижестоящего суда. Верховный суд вправе сделать это, если существует необходимость более детального изучения всех подробностей. Это происходит в менее, чем 1% случаев.
Партнер Verba Legal, адвокат Дмитрий Мальбин объяснил РБК, что истребование материалов связано с процедурой фильтрации жалоб в Верховном суде. По его словам, поступившая жалоба сначала изучается судьей единолично, и тот либо передает ее в судебную коллегию, либо отказывает в передаче. Такое решение судья может принять «на основании одной только жалобы либо дополнительно истребовав все материалы дела из суда, который это дело рассматривал».
Адвокат отметил, что статистически запрос материалов почти всегда означает последующую передачу жалобы на рассмотрение в судебную коллегию. Поэтому, говорит он, истребование дела по обращению Полины Лурье может свидетельствовать о высокой вероятности того, что жалоба будет вынесена на рассмотрение судебной коллегии и что вынесенное ранее решение будет пересмотрено.
Адвокат Юлий Тай отметил, что само по себе истребование дела он рассматривает как «хороший сигнал». Это, отмечает Тай, повышает шансы на передачу жалобы в коллегию «в семь раз», хотя «ничего не предопределяет». При этом, добавил адвокат, если дело все-таки будет передано на рассмотрение, вероятность отмены решения достигает 97%. В то же время, подчеркнул он, подобные дела «спрогнозировать невозможно».
Весной 2024 года певица Лариса Долина продала свою пятикомнатную квартиру в московских Хамовниках по цене ниже рыночной покупательнице Полине Лурье. Когда Лурье попросила певицу освободить квартиру, Долина заявила, что стала жертвой телефонных мошенников, которые подтолкнули певицу к продаже недвижимости под «сильным психологическим давлением».
Суд удовлетворил иск певицы и признал сделку недействительной, вернув квартиру прежней владелице. Полина Лурье при этом осталась и без недвижимости, и без уплаченных средств. Второй кассационный суд признал законными решения Хамовнического суда Москвы, а также Мосгорсуда о возвращении певице проданной ею квартиры. Этот случай стал широко обсуждаться в социальных сетях и СМИ, вызвав волну критики в адрес Долиной.
Сама певица не комментировала происходящее, однако ее директор Сергей Пудовкин заявил, что для заслуженной артистки это «тяжелое испытание», и призвал не «устраивать самосуд».
После прецедента Долиной произошел всплеск судебных исков от продавцов квартир. Появился так называемый «эффект Долиной», который стал обозначать ситуацию, при которой продавец недвижимости добивается признания сделки недействительной, утверждая, что действовал под давлением мошенников, в то время как добросовестный покупатель теряет и жилье, и деньги. В ряде случаев покупатели, приобретавшие вторичку у пенсионеров, после сделки оказывались лишенными и квартиры, и денег: бывшие хозяева через суд возвращали жилье, аргументируя, что в момент продажи были обмануты или находились в уязвимом состоянии.