«Сегодня за КПРФ голосуют не пенсионеры, а люди среднего возраста»
34-летний АНДРЕЙ КЛЫЧКОВ — самый молодой член президиума ЦК КПРФ. Он возглавляет и фракцию КПРФ в Мосгордуме: три депутата-коммуниста соседствуют в столичном парламенте с 32 единороссами. На старте кампании в новый состав Мосгордумы Клычков рассказал корреспонденту РБК daily АЛЕКСАНДРУ ЛИТОМУ, что считает, что нынешняя тактика компартии способна привести ее к власти, а его мечта — Мосгордума из 42 коммунистов и трех единороссов.
— Как складывается ваша работа в столичном парламенте?
— Конечно, сложно говорить о полноценной законотворческой работе в условиях, когда большинство голосов всегда остается за партией власти. Довольно часто в кулуарах я получаю поддержку единороссов, но они откровенно говорят, что не могут идти вопреки позиции фракции.
Некоторые инициативы «получают окраску» «Единой России», как, например, закон о копии Знамени Победы, обязывающий вывешивать его на улицах 9 Мая. Мы долго, почти целый год, добивались его рассмотрения, собрали 20 тыс. подписей, и в итоге «Единая Россия» внесла аналогичный проект, который и был принят. Но для меня это не так важно, главное, что есть результат.
— Ваши предложения по городскому развитию?
— За четыре года мы подготовили целые программы по разным направлениям: экономика и промышленная политика, транспортное развитие, решение миграционных вопросов, сохранение экологии. Мы подготовили более 700 поправок в Генплан Москвы, большая их часть была принята. Каждый год вносим поправки в городской бюджет и призываем создавать собственную доходную базу — развивать наукоемкое производство, чтобы не зависеть от сырьевой конъюнктуры. Сейчас подготовили законопроект о предоставлении земельных участков для многодетных семей. Он действует в России, но не реализован в Москве... За время работы Думы наша фракция внесла почти 100 законодательных инициатив.
— Как будет развиваться предвыборная кампания в Мосгордуму?
— Складывается представление, что это будет очередная неожиданная избирательная кампания — правила игры будут известны в самый последний момент. Власти Москвы сейчас решают задачу удержания большинства в Мосгордуме. Выборы только по одномандатным округам упростят ее, но разрушат систему конструктивных предложений по развитию города. Одномандатник связан прежде всего со своей территорией. Но невозможно решить проблему мигрантов в Москве, исходя, условно говоря, только из проблем Марфина.
— Если вы упомянули миграцию...
— Невозможно не замечать ее. Транспортные проблемы, ЖКХ и миграция — три темы, которые в любом случае будут на повестке. Мы хоть и являемся интернациональной партией, я готов сделать многое для возрождения дружбы народов, но иногда дружбу народов нужно защищать очень жесткими методами. Мы выступили с тяжелыми для нас законопроектами в части введения трудовых виз и создания механизмов экономического стимулирования приема на работу, в первую очередь граждан России. Они не были поддержаны «Единой Россией» в Мосгордуме. То, что власти не хотят думать об этом, может привести к повторению событий в Бирюлеве по всей Москве.
— А зачем эту инициативу было проводить через Мосгордуму? В Госдуме у КПРФ же большая фракция.
— Москва в первую очередь заинтересована в реализации такой инициативы. Когда московские единороссы отказались ее поддерживать, ее внесли наши коллеги в Госдуме.
— Как в КПРФ оценивают предвыборную кампанию Мельникова?
— Мы работали, чтобы победить, а не просто поучаствовать. Тем не менее достигнутый результат считаем достойным. Это самый высокий процент, который получал кандидат от КПРФ в Москве. Конечно, мы понимаем свои слабые места и в будущем будем их учитывать. Расширять формы работы, делать упор на работу в Интернете и соцсетях.
— На сайте, в газетах КПРФ Сталин упоминается постоянно. Наверное, именно в Москве Сталин менее популярен, чем в других регионах страны?
— Можно по-разному относиться к роли Сталина в истории, но как объяснить тот факт, что именно со Сталиным всегда сравнивают современных российских правителей? На мой взгляд, попытки десталинизации скорее достигают обратного эффекта. О Сталине не перестают говорить. По всей стране и в Москве в том числе.
— Кто для вас Сталин?
— Человек, который вошел в историю как великий правитель страны, во времена которого мы за кратчайшие сроки стали из аграрной страны индустриальной и смогли обеспечить победу в Великой Отечественной.
— Какой вы хотели бы видеть Мосгордуму?
— У меня мечта такая: проснуться 15 сентября, и чтобы в Мосгордуме было 42 коммуниста и три единоросса.
— На выборах в Мосгордуму для вас возможны переговоры о снятии кандидатов в пользу друг друга с другими партиями?
— Такие решения принимает штаб. Будем рассматривать такие вопросы по ситуации.
— В 1996 году против КПРФ издавали газету «Не дай Бог», реальной была перспектива прихода к власти. Вы сможете вернуть эти времена?
— Похожие газеты и сейчас издают. Нам нужно не вернуть 1996 год, а прийти к власти. У нас для этого наибольшие возможности. Вне зависимости от всплесков той или иной активности, раскрутки различных либеральных структур в интересах самой власти мы 20 лет находимся в политике. И сегодня за КПРФ голосуют не пенсионеры, а люди среднего возраста, делающие осознанный выбор. Мы надеемся добавить к стабильному электорату КПРФ еще и голоса молодых людей.
— Вы самый молодой член президиума ЦК КПРФ. В основном в руководстве компартии поколения Геннадия Андреевича...
— Это не так. Афонин Юрий Вячеславович — на год старше меня, Новикову около 40 лет, Калашникову — 50, секретарь Костриков — на год младше меня, секретарю Корниенко — 37, Тайсаеву — 46. На последнем съезде произошло серьезное обновление и омоложение.