Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Дело на сезон

Фото: Reuters
Фото: Reuters

Владельцы туристических офисов «Велл» говорят, что это прибыльный бизнес, но слишком маленький и слишком зависимый от сезонности, чтобы сделать его основным источником дохода.

​Несмотря на все беды туристического рынка и экономический кризис, продажа туров и сейчас может приносить стабильный доход. Одно из преимуществ работы в туристическом бизнесе — возможность открыть агентство без опыта работы и с минимальными первоначальными инвестициями. Турагентство «Велл» предлагает открыть точку под своим брендом без паушального взноса и с небольшим фиксированным роялти. Первоначальные инвестиции оно оценивает всего в 150–450 тыс. руб. и обещает, что они отобьются за 3–6 месяцев работы.

Владелица и глава компании «Велл», предлагающей франшизу под одноименным брендом, — Екатерина Монахова; она в туристическом бизнесе еще с 1990-х, а ООО «Велл» учредила в мае 2003года. Менеджер по франчайзингу компании «Велл» Илья Пермиловский утверждает, что сейчас у компании 310 точек продаж, десять из которых собственные, а остальные работают по франшизе. Он оговаривается, что с партнерами «Велл» работает по договору о совместной рекламе, а не по договору коммерческой концессии или лицензионному договору, и признает, что почти треть новых офисов «Велл» закрывается в первый год работы. «Очень многое в этом бизнесе зависит от личности директора офиса, от его участия в работе агентства, — объясняет Пермиловский. — Если человек понимает, что не готов вкладывать свои силы и время в это дело, лучшим решением становится закрытие точки в первые месяцы». Несмотря на большой процент закрытий, каждый год к сети присоединяется от 15 до 40 офисов, говорит Пермиловский.

Взгляд франчайзера

Никаких особых условий «Велл» к потенциальным франчайзи не предъявляет: им необходимо найти помещение от 15 кв. м, оформить его в цветах бренда, закупить оргтехнику, установить на нее корпоративное программное обеспечение и пройти обучение. Право работать по франшизе «Велл» предоставляется бесплатно. Роялти платится авансом за три месяца вперед и зависит от размера населенного пункта, где собирается работать франчайзи: 10 тыс. руб. в месяц — для Москвы, 6 тыс. руб. — для Санкт-Петербурга, 5 тыс. руб. — для городов с населением свыше 100 тыс. человек, 3 тыс. руб. — с населением свыше 50 тыс. человек и всего 2 тыс. руб. — при населении менее 50 тыс. человек. После того как кандидатура франчайзи одобрена, головной офис высылает ему договор инсталляции — предварительный контракт, который закрепляет за предпринимателем территорию в радиусе 1,5 км от предполагаемого офиса.

Процесс открытия офиса с момента подписания договора инсталляции должен занимать от недели, если помещение в собственности, до двух месяцев. Средний показатель по сети — два месяца. Окупаемость стартовых инвестиций, которые компания оценивает в 150–450 тыс. руб., должна наступить через 3–6 месяцев. Системы штрафов в компании нет. Единственное наказание для франчайзи — 0,1% от ежемесячного платежа — взимается, если партнер вовремя не выплатил роялти и две недели не выходил на связь. В 2014 году средняя стоимость тура в агентствах «Велл» была порядка 60 тыс. руб. за двоих взрослых путешественников. По данным головной компании, офис «Велл» оформляет 250–300 туров в год, продавая туров на 15–18 млн руб. Комиссионный доход офиса — 8–14% — составляет 1,2–2,5млн руб. в год, или 100–210 тыс. руб. в месяц. Все партнеры «Велл» осуществляют продажу туров через корпоративную IT-систему «Велл-турадмин». Все заявки на туры и платежи за них проходят через центральный офис «Велл»: он агрегирует платежи туроператорам и перечисляет комиссию партнерам. «Велл» считает, что чистая прибыль офиса должна составлять около 70 тыс. руб. в месяц. Головная компания рекомендует своим партнерам располагать офис в светлом помещении с достаточным местом для внешней рекламы. По проходимости четких критериев нет, главное — чтобы большинство прохожих были женщинами. «Обычно именно женщина собирает всю информацию о будущей поездке и передает ее мужу, который принимает решение, — советует Пермиловский. — Поэтому рядом с офисом должны располагаться салоны красоты, детские сады, школы». Мебель в будущий офис закупают сами предприниматели. Раньше «Велл» работал в партнерстве с мебельной фирмой, которая отчисляла компании процент с каждого заказа франчайзи. Но сейчас головной офис просто дает перечень техники и мебели, которые должны быть в каждой точке. В подборе менеджеров франчайзи помогают специалисты «Велл» — правда, до личного собеседования с претендентами дело не доходит. Головной офис высылает предпринимателю ряд тестов по страноведению, с помощью которых можно определить квалификацию будущего сотрудника. Если правильных ответов больше 60%, кандидата можно считать профессионалом. Директор офиса и все сотрудники должны пройти бесплатное обучение в Москве. За два дня им читают курсы по документообороту и страноведению. В первом блоке учат работать с программным обеспечением «Велл-турадмин». С его помощью можно подбирать туры, вести базу клиентов и работать с заявками, а владельцу офиса — контролировать работу менеджеров удаленно. Второй блок учит ориентироваться в списке курортов и отелей, рассказывает об особенностях туристических стран. Договор о совместной рекламе, который подписывают «Велл» и ее партнеры, не предполагает создания общего рекламного фонда. Решение о маркетинговых кампаниях каждый офис принимает самостоятельно. По словам Пермиловского, в Москве лучше всего работает интернет-реклама, в крупных городах — наружная, а в небольших населенных пунктах — ротация на радио и телевидении: эфирное время здесь недорогое, и предприниматель может позволить себе засветиться на местных каналах. Головной офис размещает рекламу всей сети в поисковых системах («Яндекс.Директ», Google AdWords) и на специализированных сайтах по туризму. Единственный момент, который головная компания обещает взять на себя, — конфликты с туроператорами. Например, туристов могут не заселить вовремя в гостиницу или может произойти нестыковка полетов из-за задержки рейса. Такие вопросы решаются с высшим руководством туроператоров, до которого рядовому офису сложно достучаться. «Мы лично знаем директоров всех операторов, а личная связь в России остается самой эффективной», — говорит Пермиловский. Остальное отдано на откуп агентам.

Взгляд франчайзи

Оксана Агжитова из Касимова (Рязанская область) открыла офис «Велл» в июле 2015 года. Ей удалось значительно сократить стартовые вложения: к моменту, когда она стала франчайзи, у нее уже был собственный бизнес — телеканал в родном городе, так что с рекламой проблем не было. На мебель тоже тратиться не пришлось: турагентство расположилось в павильоне рядом с холдингом, откуда и перенесли необходимый инвентарь. Вести дела Оксана решила вместе с подругой. «Мы вложились разве что в полиграфию (на печать интерьерных и рекламных материалов ушло около 10 тыс. руб.) и добавили офису комфорта, купив диван и журнальный столик», — рассказывает Агжитова. С учетом мелких расходов (канцтовары, интернет и прочее) открытие точки обошлось предпринимательницам всего в 45 тыс. руб. Одним из главных преимуществ сотрудничества с «Велл» Агжитова считает отсутствие планов по продаже туров: «Яобщалась с туроператором Coral, но сразу отмела этот вариант сотрудничества: планы, которые ставит компания, в нашем маленьком городке выполнить невозможно». В среднем за три месяца работы ее точка продавала туров на 600 тыс. руб. в месяц. Расходы офиса меньше тех, к которым готовит главный офис: точка в Касимове требует 40–50 тыс. руб. в месяц. Московский бизнесмен Роман Войнов уложился на старте в 130 тыс. руб. Будучи далек от туризма (Войнов сдавал автомобили в аренду и держал продовольственный магазин), он и выбрал этот вид бизнеса из-за небольших вложений. Открытие заняло три месяца, большую часть из которых Войнов провел в поиске подходящего офиса. «Я рассматривал два варианта помещения — торговый и офисный центры, — рассказывает он. — В первом случае была заоблачная аренда, но большой поток посетителей, 99% из которых, правда, заходят почесать языками и ничего не покупают. В офисном здании арендная плата существенно ниже, но и за клиентов приходится бороться — налегать на рекламу, подключать сарафанное радио. Я выбрал второй вариант». Войнов окупил стартовые инвестиции через шесть месяцев. Сейчас его прибыль составляет около 80 тыс. руб. в месяц, но могла быть намного выше, если бы не скачки валют и не обвал на рынке туроператоров, уверен он. К тому же туристический бизнес сильно привязан к сезону: самые горячие месяцы — июнь и июль. В сентябре люди начинают бронировать новогодние туры, а вот с декабря по начало февраля наступает мертвый сезон. К началу весны начинают поступать заказы на майские туры. Именно поэтому, считает Войнов, турагентство не может быть единственным источником заработка. Превратить агентство из побочного в основной бизнес можно, только открыв не меньше трех офисов, которые будут работать сообща. Предпринимательница из Звенигорода Неля Костырева полностью посвятила себя агентству: ради открытия офиса она оставила работу в Сбербанке. Запуск агентства в 2011 году занял всего две с половиной недели: офис она нашла быстро, сразу же прошла обучение и начала продавать туры. Стартовые вложения составили 130 тыс. руб., большая часть из которых ушла на закупку оргтехники и рекламу (кстати, по ее словам, сарафанное радио в итоге оказалось намного эффективнее). Средний чек по турам у нее выше, чем по сети, — 80–180 тыс. руб., а вот в год она продает не 250, как обещает головной офис, а всего 70–80 туров. Петербуржцу Вадиму Воинову открытие обошлось намного дороже — в 400 тыс. руб., но он не объясняет, из чего сложились такие затраты. Впрочем, по меркам Северной столицы это небольшой стартовый капитал. «Я специально выбираю виды бизнеса, не требующие крупных затрат. С деньгами компанию может открыть любой дурак, а вот без...» — смеется Воинов. Он владеет музыкальным магазином и отрыл турагентство для своей девушки, которая работала в одном из офисов «Велл» менеджером. «Планировалось, что всем будет заниматься она, но я, конечно, помогал в открытии и так втянулся, что теперь мы ведем все дела вместе», — рассказывает Воинов. По словам бизнесмена, влетний сезон офис переживает настоящий наплыв клиентов. «Мой личный рекорд — бронирование в 3:45 ночи», — говорит Вадим. Ввысокий сезон агентство получает до 200–300 тыс. руб. прибыли в месяц, продавая около 100 туров, а вот за октябрь удалось продать всего четыре путевки. Большинство постоянных клиентов агентства составляют друзья и родственники Воинова, поэтому в рекламу он не вкладывается — только ведет группы в социальных сетях.

Что идет не так

Одна из главных проблем франчайзи — подбор сотрудников. «Адекватного человека, умеющего работать с людьми и имеющего базу клиентов, найти было невозможно: такие специалисты нарасхват», — рассказывает Роман Войнов. В итоге бизнесмен нанял одного менеджера на ставку 10 тыс. руб. плюс проценты и сам занялся продажами, часто подменяя единственного сотрудника. Оксане Агжитовой обучение показалось бесполезным. По ее мнению, курсы помогут менеджерам с опытом, а новичкам нужно более глубокое погружение в тему. «Большинство ребят были только в Египте и Турции и понятия не имеют о других странах, — рассуждает Агжитова. — А туристы становятся все более подкованными и требуют подробного рассказа о курорте. Недавно, например, клиент спросил, пустят ли его в отель арабской страны с копченой колбасой». Подобные вопросы решает сама Агжитова, которая объездила не один десяток стран. Неля Костырева, наоборот, считает, что курсы «Велл» нужны только новичкам, а Вадим Воинов вообще не поехал на обучение: у его девушки достаточный опыт в турбизнесе. Большинство предпринимателей довольны тем, что головной офис редко вмешивается в их работу. «Я изредка обращаюсь по вопросам бронирования к девочкам из техподдержки, они отзывчивы и всегда помогают. В  остальном я предпочитаю разбираться сама», — говорит Костырева. «В конечном итоге все зависит от директора. Мне не обещали решения всех проблем и не сулили золотые горы. То, что было обещано — известный бренд, система онлайн-бронирования, обучение и общесетевая реклама — я получил», — говорит Роман Войнов. А вот Вадим Воинов считает, что должен получать больше консультаций и технической помощи, чтобы оправдать ежемесячные отчисления в пользу компании. Систему «Велл-турадмин» он считает неудобной, а сайт, который создает компания для каждого офиса, «жутким»: «Все техническое обеспечение безнадежно устарело. Я сам пытался ковырять этот сайт, но как по мне, легче было создать хорошую страничку с нуля».

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 апреля
EUR ЦБ: 98,72 (+0,01)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Курс доллара на 27 апреля
USD ЦБ: 92,01 (-0,12)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
В Брянской области уничтожили украинский беспилотник Политика, 23:43
Мглою небо кроет: как в России выросло число опасных погодных явлений Общество, 23:40
Протестующие в Тбилиси порвали и сожгли флаг России у здания парламента Политика, 23:28
Госдеп объяснил санкции против кораблей подрывом проекта «Арктик СПГ-2» Политика, 23:20
На юге Курской области сбили украинский беспилотник Политика, 22:51
В Одессе прогремели взрывы Политика, 22:41
Спецназ в Тбилиси применил против протестующих водометы и газ Политика, 22:39
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Президент Колумбии заявил о разрыве дипломатических отношений с Израилем Политика, 22:34
На Украине рассказали, в скольких школах преподают русский язык Политика, 22:26
Мирра Андреева проиграла Соболенко в четвертьфинале турнира в Мадриде Спорт, 22:24
В трех областях объявили опасность атаки дронов Политика, 21:58
Зеленский анонсировал еще семь соглашений о гарантиях безопасности Политика, 21:44
Тренер «Спартака» фразой «мы не тупые» объяснил игру по счету с «Динамо» Спорт, 21:38
Как прошли первомайские акции по всему миру. Фотогалерея Общество, 21:35