Речь тринадцатого года
Завершающийся сегодня форум «Россия зовет!» уже пятый по счету. ВТБ проводит его с 2009 года, и всякий раз главным спикером на нем был Владимир Путин: в первые три года — в качестве премьер-министра России, затем — президента. Речь 2013 года вышла тревожной, такой же, как в 2009 году.
Речи на форуме «Россия зовет!», рассчитанном на иностранных инвесторов, все годы отличались от выступлений Путина на внутренних площадках. В них он, как правило, заверял зарубежных бизнесменов в приверженности властей принципам свободной торговли и либеральной экономики, тогда как соотечественников не раз убеждал в том, что государство бывает лучшим управленцем, чем частные владельцы. Иностранцам он обещал консервативную бюджетную политику, россиянам — увеличение социальных расходов.
Первый форум состоялся в тяжелый для России 2009 год — тогда экономика страны упала на 7,8%. Растерянность чувствовалась и в речи премьера: «Когда начался кризис, нам... приходилось действовать быстро, буквально «с колес» запускать антикризисную программу. При этом мы хорошо понимали, как обманчива слепая вера во всемогущество государства, насколько иллюзорны надежды на то, что за счет тотального вмешательства в экономику можно все наладить и все расставить по полочкам».
В 2010-м, когда российская экономика оттолкнулась от дна и стала расти, речь премьера стала гораздо более уверенной. Теперь можно было напомнить и о грамотной политике, проводимой все эти годы. «С 2000 по 2008 год правительство России сводило бюджет с профицитом», — говорил Путин. «Кризис стал для России действительно серьезным испытанием, — признавал он. — Но его уроки подтвердили правильность избранного нами пути, а заранее накопленные резервы, ответственная макроэкономическая политика, успешно реализованная антикризисная программа — все это позволило смягчить последствия спада экономики для граждан и для бизнеса и сравнительно быстро вернуться на траекторию роста».
Напомнил Путин иностранцам и о том, что госдолг большинства их стран превышает критический уровень в 60% ВВП, тогда как российский составляет всего 11%. Тогда же, в 2010-м, он заверил, что Россия не отступит от принципов налоговой реформы, сохранит «низкую ставку налога на прибыль» и будет дальше расширять систему налоговых стимулов для инвестиций.
В 2011 году Владимир Путин начал свое выступление неформально, без обычного официоза: «Я с удовольствием послушал выступление нашего американского друга и коллеги, но он меня взволновал. Ну, правда» — и даже рассказал анекдот. Среди достижений экономической политики страны на этот раз он назвал золотовалютные резервы Центробанка в 0,5 трлн долл. (которых достаточно, чтобы «контролировать ситуацию на валютном рынке») и «минимальное за всю новейшую историю нашей страны значение инфляции» (около 7%). В качестве стратегической цели Путин впервые среди выступлений на этом форуме обозначил диверсификацию экономики.
Впервые в 2011-м Владимир Путин описал иностранцам свое видение политической ситуации в стране: «У нас открытое общество, люди открыто высказывают свои мнения о том, что и как должно быть устроено политически в нашей стране, и много справедливой критики высказывается, но, знаете, нужно относиться к этому очень осторожно... Нам не нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!»
В прошлом году, будучи уже президентом, Путин похвастался притоком инвестиций: в 2009—2011 годах он составил около 3% ВВП, что выше среднемирового уровня. На этот раз он менее восторженно отзывался о росте российской экономики. За первые восемь месяцев 2012-го, прошедшие до форума, ВВП вырос на 4%. «Это ниже, чем было до кризиса, однако этот рост гораздо более сбалансированный, более качественный. И вообще он есть — это уже хорошо, что в современных условиях не так часто наблюдается», — был умеренным в оценках президент.
«Нужно переходить к новому технологическому укладу», — перешел в 2012-м к новой для себя теме Путин, и по этим словам чувствовалось, что к тексту его доклада приложил руку академик Сергей Глазьев, назначенный двумя месяцами ранее помощником главы государства: концепция технологических укладов — его детище. Тогда же президент впервые признал и важность региональной инициативы («Центральная роль в совершенствовании бизнес-климата и привлечении инвесторов принадлежит регионам»).
Вчерашнее выступление было сдержанным и даже самокритичным. В качестве достижений он назвал лишь абсолютный объем ВВП, который почти достиг немецкого. Речь его в основном была посвящена недостаткам экономики. На пятый год форума главными стали текущие проблемы, риторика отошла на второе место, важней — найти пути экономического развития и избежать кризисных явлений.