Давальческие схемы мешают развитию ювелирной отрасли
За последние годы на рынке появились компании, например, такие как «Арт-Модерн», «ЮТэ-Ювелирный театр», «Ювелирный дом Екатеринбург» и другие, предлагающие изделия стоимостью несколько десятков тысяч долларов, по дизайну и качеству не уступающие украшениям всемирно известных брендов ювелирных домов Bulgari, Tiffany, Cartier и т.д.
Хотя в сегменте очень дорогой продукции с мировыми брендами, имеющими столетия раскрутки и солидный опыт, сложно конкурировать, российские компании пытаются найти свою нишу, выставляются на международных салонах, скажем, в Лас-Вегасе или Базеле. Участники рынка говорят, что, несмотря на сложности, положение в отрасли не столь печально, как в предыдущие годы. Ведущие российские ювелирные компании обладают серьезным техническим потенциалом, кадровыми ресурсами, стабильной клиентской базой, чтобы успешно конкурировать на рынке.
Ювелирная промышленность является одним из основных потребителей добываемого в мире золота и алмазов. Более 60 млрд долл. в год составляет объем продаж ювелирных изделий с бриллиантами. В России, на долю которой приходится четверть мирового алмазного рынка и существенная часть золотодобычи, ювелирный рынок развивается динамично. В 2005 году, по данным экспертов, объем производства ювелирных изделий из золота составил 32,3 млн штук общей массой 88 тонн, или 52 тонны чистого золота. Изделий из серебра 23,2 млн штук общей массой 150 тонн. В отрасли занято около 930 различных организаций, занимающихся производством ювелирных изделий, и более 2200 индивидуальных предпринимателей. Значительное число фирм и частных предпринимателей сконцентрировано в Москве, Санкт-Петербурге, Костроме, Екатеринбурге и в некоторых других традиционных центрах отрасли.
Серьезных больших компаний, которые выпускают львиную долю продукции, насчитывается около 100, остальное приходится на небольшие фирмы и мелких предпринимателей, выпускающих от несколько десятков до нескольких тысяч изделий в год. Наиболее уверенно российские ювелиры себя чувствуют в среднеценовом сегменте, примерно 1 тыс. долл. за изделие. Этому способствует 20-процентная пошлина на импорт ювелирных изделий, в целом создающая для российских ювелирных компаний достаточно комфортные условия. Неплохие показатели и в производстве недорогой продукции «общественного» спроса - до 20 тыс. руб., где работают такие фирмы, как «АДАМАС», «Алмаз-Холдинг», «Русские самоцветы», «Эстет» и другие. Хотя недорогой сегмент давно «давит» дешевая и низкокачественная турецкая, китайская, таиландская и прочая продукция, чаще всего, завозимая в страну контрабандным путем в карманах и чемоданах.
Серьезную тревогу участников рынка вызывает и так называемая давальческая схема, при которой на законных основаниях отечественные производители могут перерабатывать российское золото в ювелирные украшения за рубежом и вести назад уже готовые изделия. При этом государство теряет деньги, которые приходятся на налогообложение потерянных рабочих мест, страдает русская дизайнерская школа. «Это путь в никуда, - говорит основатель ювелирного бренда «Алмаз-Холдинг» Флун Гумеров, - потому что это делает абсолютно бессмысленным вложения в техническое перевооружение российских производителей: зачем покупать станки, если можно купить золото и переработать за рубежом, зачем развивать собственную дизайнерскую школу».
Предвидя жесткую конкуренцию со стороны иностранных производителей при вступлении страны в ВТО, ассоциация «Гильдия ювелиров России» подготовила проект концепции развития ювелирной промышленности РФ, предложенный на рассмотрение Госдуме и правительству. Ювелиры, в принципе, не просят привилегий у правительства, боясь реальной конкуренции с западными партнерами, а хотят создания равных условий для всех субъектов рынка, включая иностранных игроков. По мнению коммерческого директора российской ювелирной марки «Ринго» Надежды Ялуниной, если сравнивать с крупнейшими ювелирными отраслями и крупными операторами ювелирного бизнеса, такими как Турция, Италия, Юго-Восточная Азия, то в российской ювелирной промышленности благоприятных условий для развития бизнеса на данном этапе нет.
Так, среди сдерживающих развитие рынка факторов российские ювелиры отмечают более высокую себестоимость продукции отечественных производителей по сравнению с изделиями зарубежных коллег. Вызвана диспропорция, прежде всего, налогами, таможенными пошлинами и кредитными ставками. Ювелирная отрасль – кредитозависимая, учитывая большую стоимость драгметаллов и камней, большие сроки оборачиваемости средств при продаже ювелирных украшений. Сегодня нигде нет таких диких процентных ставок, как в РФ, и если товар продается в течение длительного времени, то его стоимость возрастает на десятки процентов за счет кредитных ставок, сказал в эфире телеканала РБК в программе «Сфера интересов» генеральный директор компании «Ювелирный центр «Кристалл» Сергей Бидный. Если в Италии ювелирные компании кредитуются под 5-5,5% годовых, то мы проигрываем, сетует эксперт.
Чтобы встретить ВТО во всеоружии, российские ювелиры считают необходимым большее участие государства в регулировании отрасли. В частности, это может заключаться в освобождении от 18-процентной ставки НДС при продаже драгметаллов в слитках ювелирным фирмам, установлении беспошлинного ввоза закупаемых за границей ювелирных инструментов, технологического и иного производственного оборудования для нужд отрасли, а также беспошлинного ввоза ювелирных камней, кроме бриллиантов. И, естественно, ужесточения борьбы с контрабандой и махинациями во всех проявлениях: незаконное клеймение, нарушение правил торговли и т.д. Эксперты отмечают, что более 7 млрд долл. недополучает бюджет в виде налогов из-за значительного объема контрабандных незаконно произведенных ювелирных изделий и ювелирных камней на российском рынке. «Гильдия ювелиров России» также за то, что временно запретить вывоз драгметаллов для переработки в ювелирные изделия за кордон и также временно сохранить существующие импортные пошлины на ввоз ювелирных изделий в Россию. Для создания условий успешной конкуренции считается важным довести годовой объем потребления химически чистого золота в ювелирных изделиях до 150 тонн, объем экспортных продаж - до 1,0 млрд долл., а розничных - до 120 млрд руб.
У властей, впрочем, уже и так велик список предложений от различных отраслей экономики, стремящихся себя как-то обезопасить перед тем, как ВТО широко распахнет перед иностранными рынками ворота на российские просторы. Возможно, чтобы смягчить удар, власти присмотрятся к идее создания свободных экономических «ювелирных» зон, подобных таиландской, в традиционных центрах ювелирного производства и торговли – в столицах, городах центральной части России, на Урале. Существенные налоговые льготы помогут отрасли выжить, привлечь солидные инвестиции, в том числе иностранные, создадут новые рабочие места.