Американские борцы с пиратством требуют наказать Россию
"Россия становится одним из крупнейших в мире экспортеров пиратских копий на оптических носителях. Российские власти должны немедленно принять меры для пресечения преступной деятельности пиратов", - говорится в заявлении International Intellectual Property Alliance (IIPA).
Правозащитники США уже не первый раз прибегают к ультимативной практике. На текущей неделе администрация Дж.Буша дала Бразилии 90 дней на то, чтобы устранить аналогичные претензии IIPA, высказанные три года назад. В противном случае, Белый дом угрожает лишить Бразилию права на льготный экспорт в США на сумму около 2,5 млрд долл.
Между тем, и на этот раз власти США воздержались от аналогичных действий в отношении России, первые претензии к которой IIPA высказала четыре года назад. Подобное же недовольство было высказано властям Казахстана и Узбекистана, ситуация с интеллектуальным пиратством в которых, по мнению IIPA, требует "немедленной отмены" льгот в торговле с США.
Как сообщалось ранее РБК, в ноябре 2003г. президент Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков представил оценку масштабов контрафакта в РФ. Так, самая значительная доля пиратской продукции - на российском рынке аудио- и видеотоваров - 70-80%. Однако за последние годы доля контрафактной продукции в России возросла практически по всему спектру наименования товаров народного потребления.
Вместе с тем, Е.Примаков указал, что проблема фальсифицированной продукции касается не только России. В настоящее время Европейский союз рассматривает возможность введения уголовного наказания по отношению к изготовителям контрафактных товаров.
В МВД РФ при этом отмечают, что около десятка мировых марок одежды, парфюмерии, косметики, аксессуаров, в том числе Dolce & Gabbana, Valentino, Versace и пр., подвергаются пиратству, так как по ним отсутствуют заявления в правоохранительные органы со стороны владельцев марок. Такие заявления могли бы стать основанием для возбуждения уголовного дела по факту производства и распространения контрафактной продукции.
Также представители МВД утверждают, что со стороны Microsoft у ГУБЭП есть заявления по пресечению незаконного распространения продукции под соответствующей маркой только в четырех российских регионах, включая Москву и Санкт-Петербург. В остальных же регионах контрафактная продукция под маркой Microsoft может распространяться беспрепятственно.
В то же время, ГУБЭП эффективно пресекает поставки контрафакта под марками Dupont, Chanel (по ним имеются соответствующие заявления). В результате совместных действий правоохранительных органов и компаний доля контрафакта в РФ под марками Procter & Gamble на сегодня не превышает 0,1%, под брэндами, принадлежащими компании Philip Morris, - 0,5%. По данным ГУБЭП, в 2003г. было закрыто 500 подпольных производств, возбуждено 3,5 тыс. уголовных дел, изъято оборудования и материалов на 920 млн руб. В I квартале 2004г. проверено 35 тыс. предприятий, приостановлена деятельность 180 организаций, возбуждено 2,1 тыс. уголовных дел, 10,5 тыс. человек привлечены к административной ответственности, изъято оборудования и материалов на 350 млн руб.