Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Путин выразил соболезнования в связи со смертью Лужкова Общество, 14:52 Песков сообщил о высокой оценке Путиным вклада Лужкова в развитие Москвы Политика, 14:48 Лукашенко решил окончательно договориться с Путиным до Нового года Политика, 14:48 Кремль оценил итоги «нормандского саммита» в Париже Политика, 14:46 Кремль отказался считать урегулированным газовый спор с Украиной Политика, 14:45 Исинбаева назвала убийственными санкции WADA против России Спорт, 14:38 В России закроется журнал Men’s Health Технологии и медиа, 14:35 Цена и качество: как найти баланс при разработке собственного продукта Pro, 14:32 Как сервировать новогодний стол и причем здесь знаки зодиака РБК и BoscoCasa, 14:31 Лещенко назвал Лужкова устремленным в будущее человеком Общество, 14:26 Посольство в ФРГ сообщило о содействии в вопросе доставки тела Лужкова Общество, 14:13 Футболист Дзюба сыграет в фильме «Я не Дзюба» Спорт, 14:09 Микрофинансовая компания «Экофинанс» получила премию «Время инноваций» Пресс-релиз, 14:04 Охотники за нейтрино: как Байкал стал инструментом астрофизиков РБК и Нацпроект «Наука», 14:01
Общество ,  
0 
МАКС-2013: рекордная давка во имя авиазрелищ
Одиннадцатый Международный авиационно-космический салон, который давно уже стал не только площадкой для заключения миллиардный контрактов, но и местом паломничества москвичей и жителей Подмосковья, сопровождался рядом неприятных происшествий. В субботу, 31 августа, на МАКС-2013 было зарегистрировано рекордное количество посетителей в течение одного дня — 157 тысяч человек.
Фото: ИТАР-ТАСС

Ливень, обрушившийся на любителей самолетов в предпоследний день авиасалона, и организационные ошибки привели к давкам, в которых, как утверждают блогеры, лишь по счастливой случайности никто не погиб. МАКС-2013 проходил с 27 августа по 1 сентября. За эти дни мероприятие посетили около 350 тыс. человек, причем в последний день количество желающих приобщиться к авиации резко сократилось из-за инцидента, который произошел накануне. Таким образом, общее количество посетителей авиасалона оказалось намного ниже рекордного (в 2001г. на МАКС пришли 660 тыс. человек).

В субботу для того, чтобы доставить жаждущих зрелищ из Москвы в Жуковский, потребовалось 38 дополнительных электричек. На парковках Жуковского и ЛИИ им.Громова, где проходил авиасалон, владельцы автомобилей оставили 28,5 тыс. машин. Всю 150-тысячную армию посетителей должны были перевозить от парковок и станций до аэродрома 176 автобусов. В результате город встал в пробках, и многие приезжие приняли решение добираться до места назначения пешком. Чтобы попасть на МАКС-2013, большинство посетителей были вынуждены провести в очередях на пунктах досмотра от 40 минут до 1 часа.

По данным ГУ МВД по Московской области, "31 августа в 17:00 мск вследствие резкого ухудшения погодных условий начался массовый отток посетителей авиасалона". "В целях недопущения скопления граждан в зонах посадки на автобусы Оперативным штабом было принято решение об организации коридоров из сотрудников полиции и военнослужащих ВВ МВД России до железнодорожных платформ Отдых и 42 км для обеспечения оперативного убытия граждан с территории авиасалона пешим порядком, при этом были приняты необходимые меры дорожной безопасности и ограничен выезд личного автотранспорта с парковок на территории ЛИИ", — заявили в подмосковной полиции.

Представители МВД также утверждают, что в результате принятых мер к 19:30 "ситуация с убытием граждан была стабилизирована", а "принятые экстренные меры позволили избежать массового травматизма и других негативных последствий". Блогеры, ставшие очевидцами событий, придерживаются иного мнения.

Очевидцы сообщают, что из-за поведения охраны МАКС-2013 (возможно, под "охраной" блогеры понимают как раз строй военнослужащих внутренних войск МВД) люди не могли покинуть летное поле и на авиасалоне возникла давка. Чтобы не оказаться раздавленными напирающей сзади толпой, передним рядам пришлось снести забор. В противном случае, пишут некоторые пользователи, жертв было не избежать.

Когда люди все же вырвались с летного поля, они заполнили проезжую часть, и движение по центральным улицам Жуковского было парализовано. Одни шли до железнодорожной станции по щиколотку в воде, другим пришлось провести часы в переполненных автобусах, дорогу которым преграждала толпа. У станций посетителей авиасалона ждала очередная давка, однако контролеры благоразумно открыли все турникеты и отказались от проверки билетов, чтобы ускорить посадку пассажиров на электрички.

Тем не менее некоторые блогеры, в том числе известный фотограф Илья Варламов, считают, что давка на МАКС-2013 связана не с действиями (или бездействием) организаторов авиасалона, а с поведением самих посетителей.

"Отдельно стоит сказать про поведение толпы. У нас же каждый считает себя самым умным. Ведь если все стоят в очереди, то наверняка эту очередь можно обойти, ведь можно всех распихать и пролезть куда-то. Каждый при этом ждет к себе какого-то индивидуального отношения. Индивидуальное отношение начинается тогда, когда вы сами планируете свой день. Смотрите прогноз погоды, еще с утра было понятно, что во второй половине дня будет ливень. Ну можно же было догадаться, что все решат уйти в этот момент?" — пишет И.Варламов в своем блоге.

"Друзья, толпа — это страшно. Люди погибают в давках, толпа часто неуправляема. Почитайте историю, посмотрите на свой жизненный опыт. Зачем ехать с детьми в 12 дня, когда самый ад? Если хочешь притащить ребенка, вставай в 6 утра, чтобы без очередей приехать к открытию. Зачем уходить одновременно со всеми? Сами дураки. Единственный косяк организаторов, что они не пишут на билетах: "Уважаемые посетители, будьте готовы к тому, что дорога займет у вас 3 часа, что будут пробки и давки. Этого неизбежно", — считает фотограф, известный в "ЖЖ" как zyalt.

Отметим, что представителям авиационного бизнеса МАКС-2013 принес намного больше радости, чем обычным посетителям. В этом году на авиасалоне были заключены контракты на сумму 16 млрд долл., причем сумма контрактов, подписанных Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК), составила 12 млрд долл.