ФСК растягивает сети на четверть триллиона
ФСК подготовила предложения о развитии электросетевой инфраструктуры Дальнего Востока и Байкальского региона, которые должны войти в госпрограмму развития региона до 2025 года. Во вторник глава компании Олег Бударгин намерен озвучить их на заседании у премьер-министра Дмитрия Медведева. Развитие инфраструктуры вдоль БАМа и Транссиба, электроснабжение нефтяных разработок и присоединение изолированных энергосистем к сетям, по подсчетам ФСК, обойдется почти в 250 млрд руб.
В конце прошлого года на заседании президиума Госсовета, посвященном развитию Дальнего Востока, Владимир Путин обратил внимание на то, что региону требуется дополнительная сетевая инфраструктура. «Нужно строить и дополнительные линии электропередачи, в том числе вдоль БАМа и Транссиба, создавать электросетевые объекты для ускоренной реализации Восточной газовой программы и других стратегических направлений в сфере энергетики», — сказал Путин. Во вторник президент снова собирает глав региона и заинтересованных компаний на совещание, где будут озвучены конкретные предложения.
РБК daily удалось ознакомиться с проектами ФСК, которые ее глава Олег Бударгин представит на заседании во вторник. Они делятся на три направления.
Первое предполагает развитие электросетевой инфраструктуры вдоль БАМа и Транссиба, кроме того, компания собирается предоставить возможности технологического присоединения новых потребителей, а это позволит развивать многочисленные месторождения и строительство горно-обогатительных комбинатов. Эти и ряд других мер ФСК оценивает в 155 млрд руб.
В рамках второго проекта компания обеспечит в том числе внешнее электроснабжение нефтеперекачивающих станций ТС ВСТО-1 и ТС ВСТО-2 «Транснефти», а также электроснабжение Восточного нефтехимического комбината «Роснефти». Строительство оценивается в 56 млрд руб.
Кроме того, ФСК предлагает присоединить изолированные энергосистемы и энергоузлы к единой энергосистеме. Речь идет об энергосистеме Сахалина, энергорайонов Якутии, энергоузла Магаданской области, а также Камчатского края. ФСК указывает, что в случае присоединения энергосистем можно будет вывести в резерв дизельные электростанции, что позволит снизить для потребителей тариф. На объединение систем может быть затрачено около 37 млрд руб.
По данным собеседника РБК daily, знакомого с ситуацией, финансирование проектов частично заложено уже в инвестпрограмму ФСК. В компании пояснили, что обозначенные суммы — это лишь приблизительные, максимально возможные цифры в расчете до 2025 года и реальная стоимость проектов может быть ниже. «Предложения в госпрограмму разработаны в соответствии с поручением президента России. Если они будут одобрены, то появится реальная возможность повысить надежность электроснабжения потребителей Восточной Сибири и Дальнего Востока. Что же касается финансирования указанных проектов, предполагается, что оно может быть реализовано за счет государственно-частного партнерства или инфраструктурных облигаций, рассматриваются и иные нетарифные источники», — отметил представитель ФСК.
«Предложения ФСК имеют смысл, если исходить из того, что, инвестируя в Дальний Восток, государство преследует скорее геополитические цели, нежели экономические. Эти территории граничат с Китаем, и развивать их, конечно, необходимо», — считает главный эксперт Газпромбанка Наталья Порохова.
По мнению Руслана Мучипова из ТКБ «БНП Париба Инвестмент Партнерс», присоединение коммерческих объектов к энергосистеме, а также электрификация объектов «Транснефти» и «Роснефти» должны оплачиваться собственно инвесторами этих объектов. «Было бы логичнее, чтобы они строили в том числе энергетику на свой страх и риск в плане будущей окупаемости, под свои собственные расчеты. Чтобы их акционеры ставили под риск свои капиталы», — предлагает аналитик.
По мнению Натальи Пороховой, с учетом масштаба инвестиций и невысоких объемов электропотребления в энергосистемах Дальнего Востока эти проекты вряд ли будут экономически эффективными. Объем электропотребления ДФО — 45 млрд кВт ч. Это 4,5% общероссийского. Поэтому, как считает г-жа Порохова, если проект выполняет некие стратегические задачи по развитию ДФО, вряд ли его должны оплачивать потребители других регионов России, тем более что добавки к цене в виде перекрестного субсидирования, договоров присоединения мощности, вынужденной генерации и др. в конечной стоимости и так уже избыточны.