Эксперты: Развитие инноваций немыслимо без борьбы с коррупцией
Законопроект разрабатывался правительством в течение двух лет и предполагает прежде всего предоставление инновационным компаниям льгот по налогу на добавочную стоимость (НДС) при передаче патентов и лицензий, а также при выполнении НИОКР не только на бюджетные средства, как ранее, но и на частные деньги.
Скорее всего, закон о льготном налогообложении вступит в силу с 1 января 2008г., а пока он только внесен в Государственную думу, и его рассмотрение в первом чтении ожидается 4 апреля.
"Наконец-то появляется пряник", - комментирует законопроект президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) Ольга Ускова. Как отметила эксперт в эфире телеканала РБК в программе "В фокусе", кнут уже есть: идет давление на схемы с офшорными компаниями.
В то же время с налоговыми послаблениями встает и проблема контроля над финансовыми средствами, которые оборачиваются в отрасли. Ведь у многих появится соблазн видеть за инновациями в первую очередь огромные земельные наделы РАН и схемы ухода от налогов.
"Если инвесторы, фонды, ассоциации и т.п. займут пассивную позицию, законопроект может постигнуть судьба 94-ФЗ (закона о госзакупках), - говорит о необходимости прозрачного общественного контроля О.Ускова. – И желательно, чтобы президент к нему имел какое-то отношение: без президента у нас ничего не делается".
С ней не согласен Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании ФБК: "Даже если мы создадим какой-либо общественный орган, он выйдет за рамки своей компетенции. Проблема гораздо шире". По словам эксперта, формирование инновационной экономики детерминируется макроэкономическими трендами.
И судя по динамике инвестиций в основной капитал в начале 2007г., "спекулятивная модель экономики" 2006г. теряет привлекательность, считает И.Николаев, связывая этот процесс с коррекцией индекса РТС в мае-июне 2006г. "Приходит понимание, что можно зарабатывать и за счет развития производства", - полагает эксперт.
Конечно, модель развития более восприимчива к инновациям, чем спекулятивная экономика, но тем острее, по логике инновационщиков, встают проблемы коррупции и компетенции государственных органов.
К примеру, по подсчетам НАИРИТ, в результате реализации уже принятой федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" доля высоких технологий в ВВП снизится примерно в 2 раза.
По словам О.Усковой, миллиарды рублей "даются на 4-й пуск третьего модуля 5-го макета, а привлечь за растрату этих средств практически невозможно". Таким образом, механизмы общественного контроля сегодня крайне актуальны, считает эксперт, особенно на фоне деградации российской техносферы (износ оборудования во всех отраслях от 60% и выше).
Кстати, новый закон о льготном налогообложении также предусматривает и ускоренную амортизацию оборудования для НИОКР, и расширение списка фондов, финансирование из которых не облагается налогом на прибыль, что также является потенциальной угрозой использования схем.
Остается добавить, что, по данным аналитиков, инвестиции в инновационные разработки в стране составляют на сегодня всего около 1% ВВП, и в результате доля РФ в мировом выпуске научно-технической продукции ничтожно мала - 0,3%, тогда как в США их доля - почти 15% (выше в 50 раз).
Отказаться от сырьевой зависимости в пользу экономики знаний в правительстве собираются на словах не первый год. Но 2/3 российского экспорта сегодня, как и прежде, составляют природные ресурсы (в лучшем случае - первичной переработки).
Есть надежда, что точками роста "новой экономики" в стране все-таки станут особые экономические зоны (ОЭЗ) технико-внедренческого типа, которые создаются с конца 2005г., и образованная в конце 2006г. Российская венчурная компания (РВК).