Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Умерла режиссер Ренита Григорьева Общество, 15:43 Starbucks выплатит клиентке €12 тыс. за рисунок «раскосых глаз» на чашке Стиль, 15:42 Более 40 учеников отравились в двух школах в Подмосковье Общество, 15:41 Минфин допустил расширение финансовой поддержки регионов в 2021 году Экономика, 15:41 Как возвратиться в офис из удаленки РБК и СберМаркет, 15:32 ВОЗ указала на обнадеживающее снижение числа заболевших COVID в России Общество, 15:32 Как повысить эффективность работы — 8 идей от группы «Эталон» Pro, 15:25 Мурашко назвал сроки появления коллективного иммунитета к COVID у россиян Общество, 15:08 УЕФА составил символическую сборную 2020 года Спорт, 15:04 Юристы нашли в законопроекте о суррогатных матерях нарушения Конституции Общество, 15:04 Телепорт на 20 лет назад: история российского фондового рынка РБК и Открытие Инвестиции, 15:03 Мурашко оценил возможность ввести ковид-паспорта Общество, 15:00 «Ты должен это изменить». Кто такая Джилл Байден — учитель и первая леди Политика, 14:48 Матвиенко сообщила об обнаруженных у нее антителах к COVID-19 Общество, 14:47
Общество ,  
0 

Умерла президент Пушкинского музея Ирина Антонова

Ирина Антонова возглавляла Пушкинский музей 52 года. Она стала тем человеком, под руководством которого в СССР впервые привезли «Мону Лизу» и стали выставлять советское искусство вместе с зарубежным. Ей было 98 лет
Ирина Антонова
Ирина Антонова (Фото: пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина)

Ирина Антонова, президент Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С. Пушкина, скончалась на 99-м году жизни. Об этом сообщили РБК в пресс-службе музея.

Video

Директором Пушкинского музея Ирина Антонова была 52 года, с 1961 по 2013 год. Она активно развивала сотрудничество с зарубежными музеями. Например, в музей под ее руководством впервые в СССР привезли на выставку картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (1974 год). Позднее в Пушкинском музее состоялся ряд знаковых выставок зарубежного искусства: «Москва — Париж. 1900—1930» (1981), «Москва — Берлин. 1900—1950» (1996), «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана» (1996), «Пикассо» (2010) и др. В 1974 году в музее под ее руководством также была проведена реорганизация экспозиции музея: по ее словам, ГМИИ им. А.С. Пушкина стал первым советским музеем, который «начал сопоставлять отечественное искусство с зарубежным».

«Надо что-то оставить после себя»: какой была Ирина Антонова
Фотогалерея 

Антонова родилась в Москве 20 марта 1922 года. В детстве она несколько лет провела в довоенном Берлине, где работал в посольстве СССР ее отец. В Москву семья Антоновых вернулась после прихода к власти в Германии нацистов.

В 1940 году она поступила на искусствоведческое отделение филологического факультета Института философии, литературы и истории (ИФЛИ). В 1941 году, после слияния ИФЛИ с Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова, стала студенткой искусствоведческого отделения исторического факультета МГУ, и окончила его с отличием в 1945 году. В годы войны она работала медсестрой в госпитале на Красной Пресне.

В апреле 1945 года она устроилась на работу в ГМИИ имени А.С. Пушкина. В своих интервью Антонова не раз рассказывала, что полюбила его не сразу, так как послевоенный музей производил гнетущее впечатление.

Однако после войны, когда в музей вернулись эвакуированные в годы войны коллекции, а затем и коллекции зарубежных музеев, которые СССР вывез с территории Венгрии и Германии в качестве трофеев, ее отношение к музею поменялось. «Я начала погружаться в мир искусства, который до этого знала только по репродукциям.<...> Все это произвело на меня огромное впечатление. Каждый день меня ждали открытия! Искусство захватило меня, и постепенно музей стал для меня родным», — рассказывала она.

Говоря о возращении в Германию коллекции Дрезденского музея, вывезенной Советской армией, Ирина Антонова позднее отмечала, что в середине 1950-х годов, когда было принято такое решение, не была уверена, что это правильно, «Потому что воспоминания о войне были еще слишком живыми и болезненными», — поясняла она.

В апреле 2013 года ее назначили главным куратором государственных музеев России. В июле того же года ее уволили с поста директора Пушкинского музея, одновременно учредив для нее пост президента ГМИИ.

Помимо управления музеем, Антонова вела преподавательскую работу в России и за рубежом: читала лекции в МГУ и в Институте кинематографии, а также в Институте восточных языков в Париже.

Антонова — академик российской академии художеств, лауреат двух Государственных премий Российской Федерации (за 1995 и 2017 год), полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». 

«Для всего музейного сообщества Ирина Александровна Антонова была примером безупречного служения музейному делу, безупречным авторитетом и очень уважаемым человеком. В каждом музее, в петербургском, в московском, все, кто ее знал, будут ее всегда помнить», — сказала РБК генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая.

«Это такой шок скорее. Ирина Александровна была очень важным человеком для Москвы, для Пушкинского музея. Она сделала Пушкинский музей музеем с международной репутацией, музеем мирового уровня, музеем-легендой, куда стремятся привезти свои выставки крупнейшие музеи мира. Это огромная потеря для всех нас, смена эпохи», — сообщила РБК генеральный директор музейного объединения «Музей Москвы» Анна Трапкова.