В 1940 году она поступила на искусствоведческое отделение филологического факультета Института философии, литературы и истории (ИФЛИ). В 1941 году, после слияния ИФЛИ с Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова, стала студенткой искусствоведческого отделения исторического факультета МГУ, и окончила его с отличием в 1945 году. В годы войны она работала медсестрой в госпитале на Красной Пресне.
В апреле 1945 года она устроилась на работу в ГМИИ имени А.С. Пушкина. В своих интервью Антонова не раз рассказывала, что полюбила его не сразу, так как послевоенный музей производил гнетущее впечатление.
Однако после войны, когда в музей вернулись эвакуированные в годы войны коллекции, а затем и коллекции зарубежных музеев, которые СССР вывез с территории Венгрии и Германии в качестве трофеев, ее отношение к музею поменялось. «Я начала погружаться в мир искусства, который до этого знала только по репродукциям.<...> Все это произвело на меня огромное впечатление. Каждый день меня ждали открытия! Искусство захватило меня, и постепенно музей стал для меня родным», — рассказывала она.
Говоря о возращении в Германию коллекции Дрезденского музея, вывезенной Советской армией, Ирина Антонова позднее отмечала, что в середине 1950-х годов, когда было принято такое решение, не была уверена, что это правильно, «Потому что воспоминания о войне были еще слишком живыми и болезненными», — поясняла она.
В апреле 2013 года ее назначили главным куратором государственных музеев России. В июле того же года ее уволили с поста директора Пушкинского музея, одновременно учредив для нее пост президента ГМИИ.
Помимо управления музеем, Антонова вела преподавательскую работу в России и за рубежом: читала лекции в МГУ и в Институте кинематографии, а также в Институте восточных языков в Париже.
Антонова — академик российской академии художеств, лауреат двух Государственных премий Российской Федерации (за 1995 и 2017 год), полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
«Для всего музейного сообщества Ирина Александровна Антонова была примером безупречного служения музейному делу, безупречным авторитетом и очень уважаемым человеком. В каждом музее, в петербургском, в московском, все, кто ее знал, будут ее всегда помнить», — сказала РБК генеральный директор Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая.
«Это такой шок скорее. Ирина Александровна была очень важным человеком для Москвы, для Пушкинского музея. Она сделала Пушкинский музей музеем с международной репутацией, музеем мирового уровня, музеем-легендой, куда стремятся привезти свои выставки крупнейшие музеи мира. Это огромная потеря для всех нас, смена эпохи», — сообщила РБК генеральный директор музейного объединения «Музей Москвы» Анна Трапкова.
Авторы
Георгий Тадтаев, Наталья Демченко, Майя Бобенко, Екатерина Костина