Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Европейский ЦБ запросил у банков план на случай санкций из-за Украины Политика, 00:28
Baza и «МК» сообщили об «украинской» версии во взрыве автобуса в Воронеже Общество, 00:24
Красный цвет в кино: от Тарантино до алой помады. Подкаст РБК и ASUS, 00:20
Фигуристка Бетина Попова сообщила о расставании с мужем Спорт, 00:19
Засудившего Загитову судью не допустили к ОИ. Как он объяснил свои оценки Спорт, 00:15
Экономисты объяснили прошлогоднее «фискальное чудо» в России Экономика, 00:00
Коктейль со вкусом Монако: какое путешествие вам подойдет. Тест РБК и VisitMonaco, 26 янв, 23:57
Козак заявил о восьмичасовом аудите разных прочтений Минских соглашений Политика, 26 янв, 23:50
Эрдоган пригласил Путина в Турцию Политика, 26 янв, 23:42
Видео лучших моментов матча Медведева в 1/4 финала Australian Open Спорт, 26 янв, 23:38
Козак заявил, что не знал о предложении Турчака дать оружие ДНР и ЛНР Политика, 26 янв, 23:30
Генсек НАТО призвал Россию вывести войска из Украины, Грузии и Молдавии Политика, 26 янв, 23:12
Четыре флота: какие корабли России вышли в море на фоне обострения с США Политика, 26 янв, 23:12
Козак назвал непростой встречу советников «нормандской четверки» Политика, 26 янв, 23:05
Общество ,  
0 

Военного пилота будут судить за случайно сбитый Су-30

Самолет Су-30 был случайно подбит под Тверью летевшим с ним в паре истребителем Су-35 осенью прошлого года. 34-летнему командиру звена Василию Савельеву, который произвел выстрел, грозит до семи лет колонии
Фото: Сергей Карпухин / ТАСС
Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

В суд передано уголовное дело о боевом поражении истребителя Су-30 во время учений в Тверской области. Об этом пишет «Коммерсантъ».

Инцидент произошел во время учебно-тренировочного полета чуть более года назад. Тогда звено истребителей из двух Су-35С и Су-30М2 отрабатывало так называемые условные воздушные бои с маневренной воздушной целью на средних и больших высотах. Пилот одной из «тридцатипяток» Василий Савельев, вместо того чтобы произвести фотострельбу, совершил реальный выстрел из 30-миллиметровой автоматической пушки ГШ-30–1. «Пять снарядов пробили правое крыло Су-30, повредив гидросистему самолета, в результате чего машина потеряла управление и обоим ее летчикам пришлось экстренно катапультироваться. При этом сам истребитель, оцененный позже экспертизой в 1 млрд 143 млн руб., разбился в лесу», — сообщает газета.

Издание отмечает, что проблема оказалась в том, что боевая стрельба из пушки и ее фотоимитация на истребителе активируется пилотом с помощью одной и той же клавиши, имеющей обозначение «БК», и, нажимая ее, атакующий по сути не знает, что именно он будет делать: снимать цель или уничтожать ее. «Когда истребитель несет боевое дежурство, пушка работает только на поражение, а чтобы исключить «дружественный» огонь во время тренировок, пилот должен заранее подготовить самолет к ним», — пишет «Коммерсантъ».

Пилот должен убедиться, что «стрельба» в партнера по учениям будет безопасной путем включения тумблера «Главный», который подает напряжение в электроцепи управления сбросом бомб, пуском ракет и стрельбы из пушки, а кроме того, «перед началом учебного боя выполнить нажатие «БК» на полный ход в безопасном направлении». Майор Савельев, согласно выводам Главного военного следственного управления (ГВСУ) СКР, эти требования не выполнил, грубо нарушив таким образом нормативные документы по эксплуатации Су-35 и его боевому применению.

Разбившийся под Тверью Су-30 был случайно сбит другим самолетом
Общество
Истребитель Су-30

По итогам расследования ГВСУ «дружественная» атака истребителя была квалифицирована как «нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов». 34-летний командир звена Су-35С обвиняется по ст. 351 УК РФ, предусматривающей до семи лет колонии. «Савельев, по мнению следствия, должен нести уголовную и материальную ответственность за разбитый самолет», — говорится в публикации.

Как отмечает издание, материалы завершенного уголовного дела были утверждены Главной военной прокуратурой (ГВП) и переданы в Тверской гарнизонный суд еще 21 октября, однако дата начала процесса до сих пор не назначена, так как материалы находятся на изучении у судьи. Он, как утверждает газета, может их вернуть в ГВП для устранения нарушений, «препятствующих вынесению законного и справедливого судебного решения».

«Коммерсантъ» сообщает, что сомнения, в том числе у защиты, ранее возникали в связи с обвинением, предъявленным пилоту, поскольку уголовные дела по ст. 351 УК обычно возбуждаются после катастроф авиатехники, а инциденты, связанные со стрельбой, подпадают под более легкие ст. 347 УК РФ (уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности) или ст. 349 УК РФ (нарушение правил обращения с оружием, повлекшее уничтожение военной техники).

Сам пилот и его защита, как отмечает издание, с обвинением не согласились, утверждая, что перечисленные меры являются лишь страховочными, в то время как основная подготовка боевой машины к учениям ведется на земле специалистами по вооружению и техническим персоналом, которые, например, снимают с истребителя бомбы и ракеты. «Снаряды для пушки обычно остаются, чтобы обеспечить быстрое приведение машины в боевую готовность, однако конец ленты при этом вынимается из казенника ГШ-30-1, а сама пушка обесточивается механическим размыканием ее электроконтактора», — уточняется в публикации.

Как утверждает Савельев, ни офицеры по вооружению полка, ни авиатехник, готовивший Су-35 к учебному бою, не сообщили ему о том, что пушка остается в боевой готовности. Это не было отражено и в журнале подготовки самолета к учениям.

Пилот, таким образом, понадеялся на добросовестность наземных специалистов. Свою же часть подготовительных операций, по словам представителей Савельева, он не выполнил, стремясь максимально приблизить тренировку к реальным боевым условиям, когда у летчика нет времени на тестирование авиапушки и проверку положения главного тумблера.