Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней
Весь РБК Pro до -50%
Лента новостей
Глава Росавиации: «Предлагаю термин «каннибализация» не использовать» Бизнес, 07:00
В британский реестр владельцев жилья вошли четверо россиян под санкциями Политика, 06:45
Болдуину предъявили обвинение в непредумышленном убийстве на съемках Общество, 06:38
«РИА Новости» сообщило об уничтожении взрывчатки в запорожском поселке Политика, 06:15
Антонов заявил о противоречиях в словах Кирби о лабораториях на Украине Политика, 05:59
Киев предложил ввести запрет общения на русском языке во всех вузах Политика, 05:32
Как торговля ЕС с Россией и СНГ показала «аномалии». Инфографика Экономика, 05:30
Объясняем, что значат новости
Вечерняя рассылка РБК
Подписаться
В Венгрии уволили сотни военачальников ради «меритократии в армии» Политика, 05:29
Банкоматы Райффайзенбанка перестали принимать доллары и евро Финансы, 05:00
Советник Шойгу заявил о провале попытки «ментального блицкрига» Запада Политика, 04:52
Арестович оценил шансы на F-16 у Украины словами «нет превращается в да» Политика, 04:42
Россия нарастила экспорт СПГ в Европу Бизнес, 04:29
Нарышкин заявил о «повышении ставок» НАТО на Украине Политика, 04:06
NYT сообщила о падении доходов от проституции на Украине Общество, 03:45
Общество ,  
0 

Военного пилота будут судить за случайно сбитый Су-30

Самолет Су-30 был случайно подбит под Тверью летевшим с ним в паре истребителем Су-35 осенью прошлого года. 34-летнему командиру звена Василию Савельеву, который произвел выстрел, грозит до семи лет колонии
Фото: Сергей Карпухин / ТАСС
Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

В суд передано уголовное дело о боевом поражении истребителя Су-30 во время учений в Тверской области. Об этом пишет «Коммерсантъ».

Инцидент произошел во время учебно-тренировочного полета чуть более года назад. Тогда звено истребителей из двух Су-35С и Су-30М2 отрабатывало так называемые условные воздушные бои с маневренной воздушной целью на средних и больших высотах. Пилот одной из «тридцатипяток» Василий Савельев, вместо того чтобы произвести фотострельбу, совершил реальный выстрел из 30-миллиметровой автоматической пушки ГШ-30–1. «Пять снарядов пробили правое крыло Су-30, повредив гидросистему самолета, в результате чего машина потеряла управление и обоим ее летчикам пришлось экстренно катапультироваться. При этом сам истребитель, оцененный позже экспертизой в 1 млрд 143 млн руб., разбился в лесу», — сообщает газета.

Издание отмечает, что проблема оказалась в том, что боевая стрельба из пушки и ее фотоимитация на истребителе активируется пилотом с помощью одной и той же клавиши, имеющей обозначение «БК», и, нажимая ее, атакующий по сути не знает, что именно он будет делать: снимать цель или уничтожать ее. «Когда истребитель несет боевое дежурство, пушка работает только на поражение, а чтобы исключить «дружественный» огонь во время тренировок, пилот должен заранее подготовить самолет к ним», — пишет «Коммерсантъ».

Пилот должен убедиться, что «стрельба» в партнера по учениям будет безопасной путем включения тумблера «Главный», который подает напряжение в электроцепи управления сбросом бомб, пуском ракет и стрельбы из пушки, а кроме того, «перед началом учебного боя выполнить нажатие «БК» на полный ход в безопасном направлении». Майор Савельев, согласно выводам Главного военного следственного управления (ГВСУ) СКР, эти требования не выполнил, грубо нарушив таким образом нормативные документы по эксплуатации Су-35 и его боевому применению.

По итогам расследования ГВСУ «дружественная» атака истребителя была квалифицирована как «нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов». 34-летний командир звена Су-35С обвиняется по ст. 351 УК РФ, предусматривающей до семи лет колонии. «Савельев, по мнению следствия, должен нести уголовную и материальную ответственность за разбитый самолет», — говорится в публикации.

Как отмечает издание, материалы завершенного уголовного дела были утверждены Главной военной прокуратурой (ГВП) и переданы в Тверской гарнизонный суд еще 21 октября, однако дата начала процесса до сих пор не назначена, так как материалы находятся на изучении у судьи. Он, как утверждает газета, может их вернуть в ГВП для устранения нарушений, «препятствующих вынесению законного и справедливого судебного решения».

«Коммерсантъ» сообщает, что сомнения, в том числе у защиты, ранее возникали в связи с обвинением, предъявленным пилоту, поскольку уголовные дела по ст. 351 УК обычно возбуждаются после катастроф авиатехники, а инциденты, связанные со стрельбой, подпадают под более легкие ст. 347 УК РФ (уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности) или ст. 349 УК РФ (нарушение правил обращения с оружием, повлекшее уничтожение военной техники).

Сам пилот и его защита, как отмечает издание, с обвинением не согласились, утверждая, что перечисленные меры являются лишь страховочными, в то время как основная подготовка боевой машины к учениям ведется на земле специалистами по вооружению и техническим персоналом, которые, например, снимают с истребителя бомбы и ракеты. «Снаряды для пушки обычно остаются, чтобы обеспечить быстрое приведение машины в боевую готовность, однако конец ленты при этом вынимается из казенника ГШ-30-1, а сама пушка обесточивается механическим размыканием ее электроконтактора», — уточняется в публикации.

Как утверждает Савельев, ни офицеры по вооружению полка, ни авиатехник, готовивший Су-35 к учебному бою, не сообщили ему о том, что пушка остается в боевой готовности. Это не было отражено и в журнале подготовки самолета к учениям.

Пилот, таким образом, понадеялся на добросовестность наземных специалистов. Свою же часть подготовительных операций, по словам представителей Савельева, он не выполнил, стремясь максимально приблизить тренировку к реальным боевым условиям, когда у летчика нет времени на тестирование авиапушки и проверку положения главного тумблера.

Авторы
Теги