Военного пилота будут судить за случайно сбитый Су-30
В суд передано уголовное дело о боевом поражении истребителя Су-30 во время учений в Тверской области. Об этом пишет «Коммерсантъ».
Инцидент произошел во время учебно-тренировочного полета чуть более года назад. Тогда звено истребителей из двух Су-35С и Су-30М2 отрабатывало так называемые условные воздушные бои с маневренной воздушной целью на средних и больших высотах. Пилот одной из «тридцатипяток» Василий Савельев, вместо того чтобы произвести фотострельбу, совершил реальный выстрел из 30-миллиметровой автоматической пушки ГШ-30–1. «Пять снарядов пробили правое крыло Су-30, повредив гидросистему самолета, в результате чего машина потеряла управление и обоим ее летчикам пришлось экстренно катапультироваться. При этом сам истребитель, оцененный позже экспертизой в 1 млрд 143 млн руб., разбился в лесу», — сообщает газета.
Издание отмечает, что проблема оказалась в том, что боевая стрельба из пушки и ее фотоимитация на истребителе активируется пилотом с помощью одной и той же клавиши, имеющей обозначение «БК», и, нажимая ее, атакующий по сути не знает, что именно он будет делать: снимать цель или уничтожать ее. «Когда истребитель несет боевое дежурство, пушка работает только на поражение, а чтобы исключить «дружественный» огонь во время тренировок, пилот должен заранее подготовить самолет к ним», — пишет «Коммерсантъ».
Пилот должен убедиться, что «стрельба» в партнера по учениям будет безопасной путем включения тумблера «Главный», который подает напряжение в электроцепи управления сбросом бомб, пуском ракет и стрельбы из пушки, а кроме того, «перед началом учебного боя выполнить нажатие «БК» на полный ход в безопасном направлении». Майор Савельев, согласно выводам Главного военного следственного управления (ГВСУ) СКР, эти требования не выполнил, грубо нарушив таким образом нормативные документы по эксплуатации Су-35 и его боевому применению.
По итогам расследования ГВСУ «дружественная» атака истребителя была квалифицирована как «нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов». 34-летний командир звена Су-35С обвиняется по ст. 351 УК РФ, предусматривающей до семи лет колонии. «Савельев, по мнению следствия, должен нести уголовную и материальную ответственность за разбитый самолет», — говорится в публикации.
Как отмечает издание, материалы завершенного уголовного дела были утверждены Главной военной прокуратурой (ГВП) и переданы в Тверской гарнизонный суд еще 21 октября, однако дата начала процесса до сих пор не назначена, так как материалы находятся на изучении у судьи. Он, как утверждает газета, может их вернуть в ГВП для устранения нарушений, «препятствующих вынесению законного и справедливого судебного решения».
«Коммерсантъ» сообщает, что сомнения, в том числе у защиты, ранее возникали в связи с обвинением, предъявленным пилоту, поскольку уголовные дела по ст. 351 УК обычно возбуждаются после катастроф авиатехники, а инциденты, связанные со стрельбой, подпадают под более легкие ст. 347 УК РФ (уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности) или ст. 349 УК РФ (нарушение правил обращения с оружием, повлекшее уничтожение военной техники).
Сам пилот и его защита, как отмечает издание, с обвинением не согласились, утверждая, что перечисленные меры являются лишь страховочными, в то время как основная подготовка боевой машины к учениям ведется на земле специалистами по вооружению и техническим персоналом, которые, например, снимают с истребителя бомбы и ракеты. «Снаряды для пушки обычно остаются, чтобы обеспечить быстрое приведение машины в боевую готовность, однако конец ленты при этом вынимается из казенника ГШ-30-1, а сама пушка обесточивается механическим размыканием ее электроконтактора», — уточняется в публикации.
Как утверждает Савельев, ни офицеры по вооружению полка, ни авиатехник, готовивший Су-35 к учебному бою, не сообщили ему о том, что пушка остается в боевой готовности. Это не было отражено и в журнале подготовки самолета к учениям.
Пилот, таким образом, понадеялся на добросовестность наземных специалистов. Свою же часть подготовительных операций, по словам представителей Савельева, он не выполнил, стремясь максимально приблизить тренировку к реальным боевым условиям, когда у летчика нет времени на тестирование авиапушки и проверку положения главного тумблера.