5. Бурлаки с педалями
Согласно замыслу разработчиков, Shweeb должен совместить лучшие качества личного и общественного транспорта. Комфорт, личное пространство и возможность самостоятельно выбрать маршрут (в пределах монорельсовой сети) будут сочетаться с дешевизной, возможностью игнорировать пробки и экологичностью. Правда, стоит признать, что в условиях российского климата использование Shweeb будет затруднено, если вообще возможно. В новозеландском городе Роторуа с 2007г. действует прототип этой системы, однако пока он признан лишь аттракционом.
Нежелезные кони
Студент колледжа Джейк Лониак сконструировал одно из самых необычных из когда-либо существовавших транспортных средств – электрический мотоцикл-экзоскелет, который внешне напоминает робота из блокбастеров о далеком будущем. Разработкой молодого инженера заинтересовалась компания Yamaha, которая представила концепт Deus Ex Machina. Этот мотоцикл, управляемый с помощью 36 пневматических мышц, будет питаться от литий-ионовых батарей. Фактически его можно будет "надеть" на себя. Бортовой компьютер должен распознавать движения человека и передавать волю владельца транспортному средству. Паркуется мотоцикл вертикально, что является очевидным плюсом в условиях мегаполиса.
В июле 2011г. человечеству был представлен первый в мире велосипед, которым можно управлять силой мысли – концепт Toyota Prius X Parlee (PXP). Инженеры студии Deeplocal разместили в шлеме велосипедиста так называемые нейротрансмиттеры, которые способны считывать мозговые импульсы человека. По беспроводному каналу расшифрованные намерения хозяина велосипеда передаются в "командный центр", расположенный под седлом, который переключает скорости. К сожалению, рулить этот велосипед самостоятельно пока не умеет. Байк PXP уже прошел успешные испытания: после нескольких тренировок новички легко осваивают необычный способ переключения передач. Тем не менее в серийное производство этот концепт пока не запущен.
Назад в будущее
Испытания первых реактивных ранцев начались еще в 1950-х гг. Над созданием этих устройств параллельно работали американские ученые-однофамильцы - Томас Мур и Венделл Мур. Первый полет на джетпэке на открытой местности состоялся 20 апреля 1961г., всего через неделю после полета Гагарина. Однако Пентагон был расстроен малой продолжительностью и дальностью пилота (120 метров за 21 секунду при высоте 10 метров и скорости до 55 км/ч) и свернул финансирование проекта. С тех пор джетпэки появлялись в фильме о Джеймсе Бонде "Шаровая молния" и на открытии Олимпиады в Лос-Анджелесе в 1984г., однако так и не стали транспортным средством, достойным массового производства.
Более перспективным изобретением с точки зрения повседневных нужд человечества оказались ранцы-вертолеты. В сравнении с реактивным ранцем они имеют значительно большую продолжительность полета и грузоподъемность при меньшем расходе топлива. Появившийся на рубеже 1990-х и 2000-х гг. аппарат Solotrek XFV (Exo-skeletal Flying Vehicle ), два винта которого вращал обычный автомобильный двигатель, мог находиться в воздухе до 90 минут и развивать скорость 130 км/ч. Тем не менее в 2002г. финансирование проекта было прекращено.
На данный момент к созданию первого в мире серийного персонального летающего транспортного средства ближе прочих подошел новозеландский изобретатель Гленн Мартин. Его ранец-вертолет Martin Jetpack, представленный публике в 2008г., работает на бензине и способен держаться в воздухе на протяжении получаса.
Цена джетпэка от Martin Aircraft Company должна составить около 100 тыс. долларов США, однако разработчики говорят, что на то, чтобы удешевить конструкцию микровертолета, уйдет несколько лет. Кроме того, представители компании отмечают, что пока джетпэк не предназначен для городских условий.