Юристы оценили запрет Украины на заход судов России во внутренние воды
Новый украинский закон, который запрещает плавать судам «страны-агрессора» по внутренним водам, противоречит принципам судоходства, но при этом не затронет большого количества судов, считают опрошенные РБК юристы.
На Украине с 1 января вступил в силу закон «О внутреннем водном транспорте», согласно которому внутренними водными путями не могут воспользоваться суда, которые ходят «под флагом государства-агрессора» или которыми владеют граждане государства, которое Украина признала «агрессором». Киев признал Россию государством-агрессором в 2015 году.
По словам управляющего партнера адвокатского бюро «Инмарин» Кирилла Маслова, новое ограничение не затронет международное экспортное судоходство, но коснется небольшого рынка судов, которые ходят под российским флагом по внутренним водным путям Украины или в каботаже (плавание судов между портами одного государства).
«Стоит отметить, что и сейчас российские судовладельцы очень аккуратно и осторожно заходят в украинские порты, соизмеряют риски. Без особой специальной необходимости каждый российский судовладелец несколько раз подумает перед тем, как заходить в украинские порты», — считает Маслов.
Юрист также отметил, что данное изменение со стороны Украины не соответствует нынешним тенденциям в судоходстве. «Приграничные страны стараются как раз наоборот налаживать условия для взаимного доступа на внутренние водные пути, в каботаж, как это сейчас делается в рамках ЕАЭС. Прикаспийские государства получают возможность доступа на внутренние водные пути России для транзита с Каспия на Черное море», — сказал Маслов.
Профессор международного права, вице-президент Российской ассоциации морского права Камиль Бекяшев заявил РБК, что такие действия Украины противоречат договору о правовом статусе Азовского моря. «Азовское море объявлено морем двух государств, поэтому суда двух стран могут беспрепятственно ходить даже во внутренних водах. Полный запрет означает нарушение международного права, а также норм, закрепленных в договоре о правовом статусе Азовского моря», — сказал Бекяшев.
Профессор полагает, что нововведение будет ограничивать плавание российских судов. «Непонятно, каким образом они (украинские власти. — РБК) определят режим захода наших судов в порты Украины. Как без захода во внутренние воды можно зайти в порты Украины? Это грубое ущемление принципов судоходства», — отметил Бекяшев.