Абрамченко доложила Мишустину об утилизации 17 затопленных кораблей
План по подъему затопленных на Дальнем Востоке кораблей перевыполнен в несколько раз, удалось утилизировать 17 кораблей вместо шести. Об этом на заседании правительства сообщила премьер-министру Михаилу Мишустину вице-премьер Виктория Абрамченко, трансляцию вел телеканал «Россия 24».
«По поручению президента [России Владимира Путина] на генеральную уборку до 2024 года предусмотрено 20 млрд руб., из них на подъем и утилизацию затонувших судов — более миллиарда <...> В этом году мы планировали поднять и утилизировать шесть судов, но сделали больше. Утилизировали 17 судов», — сказала она.
По ее словам, в рамках этого плана также завершена инвентаризация затонувших судов и определены критерии приоритетности их подъема. «Судно подлежит подъему, если, например, оно препятствует безопасному судоходству или рыболовству. Наносит вред окружающей среде или снижает туристический потенциал регионов», — пояснила вице-премьер.
Она также рассказала, что властям необходимо создавать условия, при которых собственникам кораблей станет невыгодно их затапливать. Абрамченко полагает, что это единственный шанс избежать появления новых «кладбищ кораблей».
Вице-премьер добавила, что правительство разработало новую систему штрафов за преднамеренное затопление корабля, которые могут составить до 20 млн руб. По ее словам, три соответствующих законопроекта уже внесены в Госдуму, а основной из них уже принят в первом чтении 26 октября. «Рассчитываем, что они будут приняты уже в эту осеннюю сессию», — заключила она.
О необходимости расчистки бухт Дальнего Востока от затонувших кораблей президент России Владимир Путин говорил еще в 2014 году. В августе 2020 года премьер-министр России Михаил Мишустин по итогам поездки на Дальний Восток дал новое поручение, в соответствии с которым, затонувшие на Дальнем Востоке корабли необходимо поднять и утилизировать.
Абрамченко позднее объяснила в интервью РБК, что для реализации поручения премьера необходимо подготовить изменения в законодательство, при котором собственники затопленных кораблей должны сами заниматься их подъемом и утилизацией или возмещать ущерб. Она уточнила, что всего по стране таких кораблей около тысячи, «но это не конечное число». По ее словам, Росимущество оценивает утилизацию одного затонувшего корабля в 5 млн руб. Но другие ведомства называют «просто какие-то чудовищные суммы» — по несколько сотен миллионов рублей, отмечала она.
В ноябре 2020 года из-за отсутствия у Минтранса источников финансирования на утилизацию судов Абрамченко поручила Минфину и Минприроды проработать вопрос финансирования подъема и утилизации затонувших судов за счет доходов от сдачи их на переработку, а правительству Магаданской области — привлечь к этому частные компании.
В правительстве Магаданской области ранее говорили РБК, что предложения о подъеме кораблей были получены от некоммерческой организации «Фонд полярных исследований», которую возглавляет специальный представитель президента по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров. Кроме этого, ломом интересовались магаданские компании «Металлком» и «Магаданчермет», московская «МИК-СЕРВИС», а также крупная российская компания «Транслом».
Докладывая Мишустину о подъеме 17 судов, Абрамченко выразила благодарность команде Минтранса, правительствам Камчатского края и Магаданской области.