«Яндекс» потерял из-за валютных колебаний 1,3 млрд руб.

«Бумажный» фактор
«Яндекс» потерял в первом квартале 2016 года около 1,3 млрд руб. в связи с укреплением курса рубля по отношению к доллару, следует из опубликованной 28 апреля квартальной отчетности компании. Рубль укрепился с 72,9 руб. за доллар по состоянию на 31 декабря 2015 года до 67,6 руб. на 31 марта 2016-го. Колебания сказались на чистой прибыли компании, которая по итогам первых трех месяцев 2016 года снизилась почти в два раза по сравнению с первым кварталом 2015-го, с 2,1 млрд до 1,1 млрд руб.
Основной валютой, в которой «Яндекс» получает доход и тратит деньги, является рубль, но у компании есть активы и в другой валюте, объясняет пресс-секретарь «Яндекса» Ася Мелкумова. Американские стандарты отчетности (GAAP) обязывают группу отражать в отчетах любые изменения активов и обязательств компании, даже если они номинированы в других валютах. «В первом квартале 2016 года курс валют по отношению к рублю снижался, соответственно, рублевая оценка наших валютных активов также снижалась», — объясняет Мелкумова.
В «Яндексе» эффект от валютных колебаний называют «бумажным» фактором. В отчетности отмечается, что более корректным для оценки состояния бизнеса является показатель «скорректированной чистой прибыли» (Adjusted net income), очищенный от валютного фактора. Именно на него смотрят финансовые аналитики, говорит Мелкумова.
Скорректированная чистая прибыль компании в первом квартале выросла на 41%, до 3,2 млрд руб. По этому показателю «Яндекс» вернулся к положительной динамике: на протяжении всего прошлого года квартальная скорректированная чистая прибыль снижалась в пределах 8–16%. В последний раз показатель рос в четвертом квартале 2014 года. Консолидированная выручка компании по итогам первого квартала 2016 года выросла на 34%, до 16,5 млрд руб. Скорректированная прибыль до вычета налогов, процентов и амортизации (EBITDA) выросла на 62%, до 5,8 млрд руб. Рентабельность по этому показателю составила 35%.
Финансовые результаты «Яндекса» за первый квартал оказались выше прогнозов, отметили в своих отчетах для клиентов аналитики Citi, Goldman Sachs, «ВТБ Капитала». Выручка интернет-компании должна была вырасти на 21%, прогнозировали в Citi, а по консенсус-прогнозу агентства Bloomberg — на 24%. Аналитики Citi ожидали роста рентабельности по EBITDA на уровне 33,6%, в консенсус-прогнозе значились 30,3%.