Перейти к основному контенту
Свое дело ,  
0 

Рейтинг РБК: топ-50 самых востребованных франшиз в 2017 году

РБК представляет ежегодный рейтинг самых динамично развивающихся в России франшиз. Используя данные Роспатента по итогам 2017 года, мы нашли самые востребованные среди покупателей франшиз торговые марки

Топ-50 самых популярных франшиз 2017 года
Все
ИТ
Фастфуд
Медицина
Магазин
Алкоголь
Автосервис
Финансы
Салон красоты
Услуги для детей
Заправки
Недвижимость
Ремонт
1
  — позиция в рейтинге франшиз 2016 года
Место
Торговая марка
Число заключенных контрактов в 2017 году
1
1
1C
698
Число расторжений договоров в 2017 году....91
Общее число контрактов....8184
2
15
«Додо Пицца»
128
Число расторжений договоров в 2017 году....9
Общее число контрактов....227
3
3
«Гемотест»
101
Число расторжений договоров в 2017 году....10
Общее число контрактов....444
4
«Бегемот»
96
Число расторжений договоров в 2017 году....0
Общее число контрактов....507
5
6
«Чебаркульская птица»
87
Число расторжений договоров в 2017 году....0
Общее число контрактов....141
6
«220 вольт»
66
Число расторжений договоров в 2017 году....0
Общее число контрактов....66
7
«Сибирская заправка»
49
Число расторжений договоров в 2017 году....0
Общее число контрактов....49
8
Автосервис «Вилгуд»
47
Число расторжений договоров в 2017 году....0
Общее число контрактов....47
9
8
«Хеликс»
45
Число расторжений договоров в 2017 году....1
Общее число контрактов....163
10
«Национальный кредит»
41
Число расторжений договоров в 2017 году....0
Общее число контрактов....48
11
5
«Суши Шоп»
38
Число расторжений договоров в 2017 году....22
Общее число контрактов....130
12
12
«Точка красоты»
36
Число расторжений договоров в 2017 году....0
Общее число контрактов....78
13
«Бронницкий ювелир»
34
Число расторжений договоров в 2017 году....0
Общее число контрактов....34
14
4
«Инвитро»
31
Число расторжений договоров в 2017 году....3
Общее число контрактов....633
15
Nokian Tyres
31
Число расторжений договоров в 2017 году....0
Общее число контрактов....528
16
«Баскин Роббинс»
29
Число расторжений договоров в 2017 году....0
Общее число контрактов....61
17
19
FIT SERVICE
29
Число расторжений договоров в 2017 году....1
Общее число контрактов....51
18
10
«33 пингвина»
28
Число расторжений договоров в 2017 году....0
Общее число контрактов....208
19
«Фасоль»
26
Число расторжений договоров в 2017 году....0
Общее число контрактов....56
20
«Белвест»
25
Число расторжений договоров в 2017 году....0
Общее число контрактов....26
21
«Оренбургский пуховый платок «Ореншаль»
25
Число расторжений договоров в 2017 году....0
Общее число контрактов....26
22
9
Subway
24
Число расторжений договоров в 2017 году....5
Общее число контрактов....1089
23
«Синнабон»
23
Число расторжений договоров в 2017 году....0
Общее число контрактов....156
24
«БашМаг»
23
Число расторжений договоров в 2017 году....0
Общее число контрактов....47
25
«Даблби»
23
Число расторжений договоров в 2017 году....0
Общее число контрактов....24
26
KFC
22
Число расторжений договоров в 2017 году....0
Общее число контрактов....178
27
«Бэби-клуб»
22
Число расторжений договоров в 2017 году....0
Общее число контрактов....22
28
11
«Эвалар»
20
Число расторжений договоров в 2017 году....7
Общее число контрактов....71
29
37
Sun School
19
Число расторжений договоров в 2017 году....0
Общее число контрактов....28
30
Do4a.com
19
Число расторжений договоров в 2017 году....0
Общее число контрактов....20
31
«Сатурн»
19
Число расторжений договоров в 2017 году....0
Общее число контрактов....19
32
40
«Лечу.Ru»
18
Число расторжений договоров в 2017 году....2
Общее число контрактов....93
33
41
«Хочу к врачу»
18
Число расторжений договоров в 2017 году....2
Общее число контрактов....58
34
ЛУКОЙЛ
17
Число расторжений договоров в 2017 году....0
Общее число контрактов....314
35
«Шоколадница»
17
Число расторжений договоров в 2017 году....18
Общее число контрактов....91
36
«Мосигра»
17
Число расторжений договоров в 2017 году....0
Общее число контрактов....22
37
«Социальная аптека»
17
Число расторжений договоров в 2017 году....0
Общее число контрактов....17
38
Killfish
16
Число расторжений договоров в 2017 году....0
Общее число контрактов....164
39
«Миэль»
14
Число расторжений договоров в 2017 году....0
Общее число контрактов....269
40
33
Van Cliff
14
Число расторжений договоров в 2017 году....1
Общее число контрактов....75
41
28
4hands
14
Число расторжений договоров в 2017 году....3
Общее число контрактов....25
42
«Пальчики»
14
Число расторжений договоров в 2017 году....0
Общее число контрактов....25
43
«Таркетт»
14
Число расторжений договоров в 2017 году....0
Общее число контрактов....24
44
Travelers Coffee
13
Число расторжений договоров в 2017 году....1
Общее число контрактов....98
45
«Пицца Шоп»
13
Число расторжений договоров в 2017 году....2
Общее число контрактов....17
46
«Хлеб наш насущный»
13
Число расторжений договоров в 2017 году....0
Общее число контрактов....13
47
Elena Furs
13
Число расторжений договоров в 2017 году....0
Общее число контрактов....13
48
Coffeeshop Company
12
Число расторжений договоров в 2017 году....1
Общее число контрактов....106
49
«Бубль-Гум»
12
Число расторжений договоров в 2017 году....0
Общее число контрактов....16
50
«АвтоГЕРМЕС»
12
Число расторжений договоров в 2017 году....0
Общее число контрактов....12

Как мы считали?

Понятие «франчайзинг» в российском законодательстве отсутствует. Для создания франчайзинговых сетей используются разные юридические формы: агентские и лицензионные соглашения, договоры поставки и многое другое. Единственный формат, юридически идентичный договору франчайзинга в зарубежных странах, — договор коммерческой концессии (ДКК). Он наиболее широко и подробно регулирует отношения франчайзера и франчайзи, защищает интересы обеих сторон, позволяет передать целый комплекс исключительных прав, а также установить возможность определенных ограничений, например цен и конкуренции. В этом году по просьбам владельцев франшиз мы включили в рейтинг также договоры коммерческой субконцессии — обычно их используют «дочки» иностранных компаний для своих франчайзи в России.

Все договоры концессии и субконцессии в обязательном порядке регистрируются в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент). Процесс регистрации занимает обычно от полугода, так что рейтинг фиксирует изменения с некоторым опозданием, но это единственные официальные данные о рынке франшиз.

РБК запросил в Роспатенте информацию о товарных знаках, по которым в течение 2017 года были зарегистрированы ДКК, а также данные о расторгнутых за год договорах по этим товарным знакам и общем количестве зарегистрированных договоров на конец 2017 года (показатель масштаба бизнеса). Эти данные обработал информационный центр РБК. Когда компании регистрируют в одном договоре сразу несколько наименований торговых марок, например Invitro и «Инвитро», в рейтинге отражается самое популярное наименование.

Место франшизы в рейтинге определяется количеством заключенных в 2017 году договоров; если этот показатель у двух торговых марок совпадает, тогда более высокое место занимает та франшиза, которая лидирует по общему числу контрактов (см. доп. информацию в таблице).

Тренды и бренды

Цель рейтинга РБК — найти самые динамично развивающиеся сети на рынке франчайзинга, а также секторы экономики, где появляются и быстро растут новые франчайзинговые концепции. Именно на эти бренды и рынки имеет смысл ориентироваться как разработчикам франшиз, так и тем, кто собирается приобрести франшизу. «Динамика подключения новых партнеров — это показатель востребованности франшизы и устойчивости ее бизнес-модели, — считает основатель каталога franshiza.ru Нина Семина. — С другой стороны, понятно, что лидеры рейтинга уже работают в условиях сильной конкуренции, но география продаж франшиз огромная, а франчайзеры обычно стараются не допустить конкуренцию между франчайзи». 

Пицца, пиво, автоломбард: сколько стоят самые популярные франшизы
Фотогалерея 
Возглавляет рейтинг франшиз один из старейших игроков на рынке — компания 1С. Франчайзингом ее основатель Борис Нуралиев занялся еще в 1994 году. Компания лидирует с большим отрывом: за 2017 год Роспатент зарегистрировал 698 договоров с франчайзи, а общее число партнеров превысило 8 тыс. Благодаря этому 1С стала крупнейшим поставщиком софта для автоматизации бизнеса в России. Услугами компании пользуется более 1,5 млн российских предприятий. Клиенты 1С есть в каждом городе России. Во франчайзинговую сеть входят как корпорации вроде «1С-Рарус», так и совсем небольшие компании; чтобы пополнить ряды франчайзи, потенциальному партнеру понадобятся 25 тыс. руб. на первоначальный взнос и минимум один сотрудник. Ежеквартальный взнос составляет 3 тыс. руб. Правда, 1С никак не ограничивает экспансию своих франчайзи, действуя по принципу «выживет сильнейший». По данным Роспатента, 91 договор с франчайзи в прошлом году был расторгнут.

Рынок франшиз в России развивается стабильно. По данным портала franshiza.ru, в сентябре 2017 года в России действовали 1470 продавцов франшиз, но активно продвигали свои услуги не более 700 компаний. Рост количества франчайзеров на сентябрь 2017-го по отношению к сентябрю 2015 года составил всего 4,8% (за предыдущие два года — 7,14%), по расчетам franshiza.ru.

Тем не менее каждый год на рынке появляются новички, которые опережают старожилов по динамике заключения новых договоров с партнерами. Из 50 компаний, представленных в нашем рейтинге, 32 компании — новички; топ-10 обновился на 50%.

Что есть что?

Франчайзинг — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает другой (франчайзи) право на использование бренда, бизнес-моделей, технологий и патентов.

Франшиза — комплекс прав, которые получает франчайзи.

Паушальный взнос — фиксированная сумма, которую франчайзи платит франчайзеру по договору коммерческой концессии на старте бизнеса.

Роялти — периодическая компенсация за использование франшизы. Как правило, выплачивается раз в месяц, высчитывается как процент от выручки.

Неизменной остается только верхняя строчка списка — крупнейший поставщик софта для автоматизации бизнеса 1С (№ 1) с большим отрывом лидирует в нашем рейтинге уже третий год подряд. В самой компании объясняют это в первую очередь популярностью своих программ и низким порогом входа в бизнес. «Это франшиза, доступная всем», — написал РБК основатель 1С Борис Нуралиев.

А вот разработчик справочной правовой системы компания «КонсультантПлюс», которая предыдущие два раза попадала на вторую позицию, в этом году не вошла даже в топ-50. «Мы не развиваем сейчас франчайзинг. Новых договоров заключается мало, работают те же франчайзи, что уже были», — пояснила РБК представитель компании Марианна Скворцова.

Главная «звезда» 2017 года — это компания «Додо Пицца» (№ 2). Она взлетела на второе место с 15-го и, судя по динамике открытия новых точек, имеет все шансы сохранить позиции в рейтинге 2018 года. «Год был сложный, но интересный, мы открыли 113 новых пиццерий в России и 14 за рубежом. «Продали» уже все крупные города в России, кроме Грозного, — говорит основатель сети Федор Овчинников. — Из-за двукратного роста выручки и открытия новых пиццерий серьезно выросли нагрузки на информационную систему. Мы инвестировали в команду и развивали нашу ИТ-инфраструктуру».

Этой весной «Додо Пицца» запускает первую рекламную кампанию на федеральном телевидении. Развитие сети теперь будет связано в первую очередь с населенными пунктами, в которых меньше 50 тыс. жителей. Там невелик платежеспособный спрос, но и конкуренции практически нет. Например, бизнес уже запущен в Вельске (Архангельская область, 23 тыс. жителей) и Абинске (38 тыс. жителей, Краснодарский край) — и продажи этих пиццерий превышают показатели аналогичных заведений во многих крупных городах России.

Серьезная конкурентная борьба идет на рынке лабораторных анализов. Компания «Инвитро» (№ 14), которая первой начала строить масштабную франчайзинговую сеть в этом сегменте, вылетела из топ-10. Ее обогнал не только извечный конкурент «Гемотест» (№ 3), но и компания «Хеликс» (№ 9). «В сфере медицины и лабораторной диагностики многие бренды сейчас имеют высокую плотность франчайзинговых точек, поэтому развивать сети теми же самыми темпами им становится все сложнее», — объясняет основатель каталога франшиз franshiza.ru Нина Семина.

Новая ниша, где активно сейчас развивается франчайзинг, — это автосервисы. Компания «Вилгуд» (№ 8) впервые попала в топ-50. Все началось с того, что владельцы «Вилгуда» Барно и Шерзод Турсуновы разработали ИТ-систему Wilgood IS для управления своим автосервисом; спустя какое-то время знакомый основателей компании попросил поделиться с ним этой системой. Предприниматели тогда обнаружили, что на рынке нет аналогов их разработки, но (как и Федор Овчинников из «Додо Пиццы»), решили продавать не софт, а франшизу автосервиса «в сборе». Сейчас в сети уже 103 станции. Судя по рейтингу РБК, рынок автосервисов меняется на глазах — в этом году уже четыре франчайзи СТО попали в топ-50, в прошлом году была одна. «Гаражные мастера» понимают, что в одиночку не выжить, и объединяются в сети, чтобы автоматизировать свой бизнес и вместе привлекать клиентов.

Впервые в рейтинг РБК попала компания из финансовой индустрии — это автоломбард «Национальный кредит» (№ 10). Компания начала продавать франшизу только в 2016 году, а уже в 2017-м Росстат зарегистрировал 41 договор. По словам Алексея Лазутина, председателя совета Национального объединения ломбардов, в России работает около 20 тыс. ломбардов, рынок очень конкурентный. Но при этом 90% ломбардов специализируется на ювелирных украшениях, а автоломбардов лишь около 7% — в этой нише еще есть место, чем Лазутин и объясняет быстрый рост «Национального кредита».

Некоторые компании, попавшие в топ-10 рейтинга РБК, даже не пытаются строить федеральные сети — из-за сложностей с логистикой они сосредоточились на своих регионах и построили там масштабный бизнес. Это, например, сеть магазинов «у дома» «Чебаркульская птица» (№ 5), которая всего за два года заключила 141 договор в Челябинской и соседних областях. И сеть пивных магазинов «Сибирская заправка» (№ 7), открывшая 214 «Заправок» в Алтайском крае и соседних регионах. Таким образом, производители мяса птицы и пива, соответственно, расширяют каналы сбыта.

Рейтинг РБК: топ-50 самых востребованных франшиз в 2017 году
Video

Судя по рейтингу РБК, в России динамично развиваются две концепции франчайзинга. Первая — товарный франчайзинг, когда владелец бренда (это может быть как производитель, так и крупный ретейлер) обеспечивает своих партнеров всеми необходимыми товарами. Производители таким образом строят торговые сети и обеспечивают сбыт, а ретейлеры развивают новые форматы и выходят в новые регионы.

Второй тип быстро развивающихся франчайзинговых сетей построен на автоматизации бизнес-процессов. Качественный специализированный софт — это дорого и для малого бизнеса практически недоступно. Опыт «Додо Пиццы», «Вилгуд» и др. показывает, что в сфере услуг именно ИТ-разработки способны привлечь и удержать франчайзи.

Взгляд со стороны

«Компании запускают франшизы для малых городов»

Нина Семина, основатель каталога франшиз franshiza.ru

«В 2017 году популярными были низкостоимостные франшизы (до 700 тыс. руб. расходов на запуск бизнеса), а также франшизы в сфере медицинско-лабораторной диагностики, детского образования, красоты и общественного питания. Снизился спрос на франшизы в сфере розничной торговли одеждой и обувью и вырос спрос на франшизы декоративной косметики: в начале 2017 года мы наблюдали рост спроса на франшизы Flormar, NYX Professional Makeup и российский бренд Mixit. В тренде и сегмент франчайзинга, построенного на продаже продуктов питания, напитков, товаров для дома по низким ценам («Галамарт», Fix Price, Home Market).

Все больше действующих франчайзеров запускают как отдельный формат франшизы для малых городов. Раньше все хотели развивать сети в миллионниках, но там и так уже сильная конкуренция на большинстве рынков. В малых городах конкуренция не так высока, но для них нужны специальные предложения с минимумом инвестиций. С другой стороны, многие российские успешные франчайзеры начинают выходить на международный рынок — в страны постсоветского пространства, в Европу и Китай. В основном это характерно для сегмента общественного питания («Шоколадница», «Джелатерия Пломбир», «Додо Пицца» и др.).

Среди новых направлений франчайзинга в 2017 году — EMS-фитнес, интеллектуальные игры, виртуальная реальность, агрегаторы (например, агрегатор такси Fasten). Интересный тренд — развитие мультифранчайзинга, когда люди приобретают по несколько различных франшиз сразу.

По прогнозам на 2018 год мы ожидаем появления франшиз в сфере услуг и товаров для животных (уже появились клиники для животных «Медвет»), интересных региональных концепций франшиз фастфуда, развития сегмента ресторанов «с изюминкой», сегмента красоты и здоровья, ИТ-франшиз, а также франшиз, ориентированных на молодое поколение.

«Типичный покупатель франшизы — это менеджер среднего звена»

Совладелец консалтинговой компании компании «Делошоп» Филипп Гуреев

«Мы наблюдаем незначительный рост спроса на франшизы в пределах 5–10% за год. В то же время появляется множество новых игроков-франчайзеров. Многие из них быстро прекращают свою деятельность. Как правило, это небольшие компании из регионов, которые открыли две-три точки у себя и теперь рассчитывают покорить со своей концепцией всю Россию. В основном это услуги и общепит со стартовыми вложениями от 1–2 млн руб. Однако если бизнес хорошо пошел в одном городе, это вовсе не означает, что он будет успешен на федеральном уровне. В общем новых концепций и идей на рынке появляется гораздо больше, чем клиентов — покупателей франшиз.

Как обычно, спросом пользуются детские центры, футбольные школы, медицинские лаборатории и т.п. Успешно развивается сеть «Фасоль» (№ 20. — РБК) от Metro Cash & Carry — многие владельцы безымянных магазинчиков «у дома» предпочитают работать под крылом большой сети.

Типичный покупатель франшизы в 2017 году — это менеджер среднего звена, у которого есть до 5 млн руб. Как правило, он рассматривает франшизу как способ получить пассивный доход. Ставки по депозитам упали, недвижимость не дорожает, вот они и хотят запустить какой-нибудь бизнес. При этом часто доверяют его женам, родственникам, наемным управленцам, что, конечно, является ошибкой. Чем меньше собственник вовлечен в бизнес франшизы, тем больше его шансы потерять деньги. Иногда проще купить уже готовый бизнес — обойдется это дороже, чем франшиза, но рисков меньше».

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 16 октября
EUR ЦБ: 105,68 (+0,19)
Инвестиции, 15 окт, 17:41
Курс доллара на 16 октября
USD ЦБ: 97,01 (+0,91)
Инвестиции, 15 окт, 17:41
В США сообщили об использовании Ми-17 российского производства в ученияхПолитика, 04:16
Работу сайтов МВД восстановилиОбщество, 03:38
«Сокол» объяснил признаки отравления зефиром возможным превышением дозыОбщество, 03:28
ТАСС узнал об аресте 29 банковских счетов генерала Кузнецова и его семьиПолитика, 03:24
Boeing решила привлечь до $25 млрд за счет кредитов на фоне забастовокБизнес, 03:11
В Турции начали следствие после обнаружения тела пропавшей россиянкиОбщество, 02:07
ТАСС узнал об увеличении срока главы разработчика суперкомпьютеровБизнес, 02:03
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Подозреваемый во взрыве в Москве оказался бизнес-партнером пострадавшегоОбщество, 01:50
Зейналова вручила верительные грамоты президенту МаврикияПолитика, 01:34
Власти сообщили о работе ПВО в КиевеПолитика, 01:09
Россияне ожидают ухудшения благосостояния других, но не себяОбщество, 01:00
У подозреваемого в подрыве машины в Москве нашли схрон оружияОбщество, 00:56
В МВД объяснили причину сбоев в работе сайтов ведомстваОбщество, 00:52
Кадры задержания подозреваемого в подрыве машины на юго-западе МосквыОбщество, 00:33