* выручка по оценке РБК
Методология: Рейтинг РБК составлен на основе данных о выручке медицинских учреждений, предоставленных самими компаниями или опубликованных в финансовой отчетности. В отсутствие консолидированных данных мы оценивали оборот, суммируя выручку юридических лиц, управляющих клиниками, пользовались оценками аналитиков и участников рынка.
Рейтинг РБК не учитывает качество оказания медицинских услуг, но мы попросили страховые компании дать оценку своим партнерам в части соотношения цены и качества, репутации на рынке, уровня специалистов, технической оснащенности, а также лояльности медучреждений по отношению к страховщикам. Также страховые компании предоставили данные о сумме среднего чека в конкретном учреждении и среднем количестве обслуживаемых полисов в месяц. При подсчете общего балла мы не учитывали оценки страховых компаний, поставленные собственным клиникам. Результат — это среднее оценок по меньшей мере трех страховых компаний, приведенных к пятибалльной шкале.
В силу очевидного конфликта интересов оценки страховщиков не могут использоваться как показатель качества медицинских услуг в том или ином учреждении, а указывают, скорее, на взаимоотношения страховых и лечащих компаний.
Мы благодарим «ВТБ-страхование», «Ингосстрах», «РЕСО-Гарантия», «АльфаСтрахование», СК «Альянс», «Метлайф», СК МАКС и «Согласие» за предоставленные оценки.
В рейтинге использовались фото Артема Голощапов, Дмитрия Тернового и Екатерины Кузьминой
Общая доля
Весь пирог, на который могут претендовать медицинские компании, совсем невелик. Большая часть денег крутится в системе ОМС — 700 млрд руб. (2013 год), но бизнес так и не научился работать с этими средствами. Обязательное страхование в структуре доходов частных компаний не дотягивает до 1,5%. Причин тому много, но главная состоит в том, что предприниматели лишены доступа к еще одному крупному источнику расходов на здравоохранение — бюджетной поддержке медицинских учреждений.
Если государственная поликлиника оплачивает ремонт и поставки оборудования из целевых средств, а ОМС пускает на оплату труда врачей, то частным конторам приходится включать в чек и капитальные затраты. В результате конкурировать за ОМС им становится почти невозможно, даже если операционная деятельность выстроена эффективнее. Государственные учреждения, напротив, могут конкурировать и за добровольное страхование. Так, система клиник Управления делами президента (не участвует в рейтинге) — известный бренд на рынке ДМС.
Среди медицинских учреждений, не входящих в систему Минздрава, самую большую выручку (с трехкратным отрывом) показывают клиники РЖД — сотни поликлиник и больниц, оборот — 28 млрд руб. Но назвать их частными не получается ни по форме владения, ни по принципам работы: большинство клиник обслуживают только сотрудников госкомпании и не работают на рынке ДМС. У «Газпрома» и «Роснефти» тоже есть свои медицинские подразделения, которые сильно уступают РЖД.
Рейтинг
Среди частных компаний первое место в стране занимает медицинская «дочка» АФК «Система», МЕДСИ, с довольно скромным оборотом в 9 млрд руб. На втором месте «Инвитро»; помимо лидера в топ-25 входят еще две лабораторно-диагностических компании — «Лаборатория Гемотест» (№12) и лабораторная служба «Хеликс» (№17). На третьем месте клиники «Мать и дитя» — единственная публичная компания рейтинга (ее управляющая структура MDMG торгуется на лондонской бирже). За последний год капитализация MDMG упала больше чем на 30%. Еще один успешный участник рейтинга (№5) — Лечебно-диагностический центр Международного института биологических систем им. С.И. Березина (ЛДЦ МИБС). За этим непроизносимым названием скрывается компания, создавшая в России рынок частной магнитно-резонансной томографии.
Рынок фрагментирован — 25 крупнейших компаний вместе не выбирают и 17% общей выручки. Для сравнения, в такой раздробленной отрасли, как продуктовый ретейл, 10 крупнейших игроков закрывают 20% рынка. Общий оборот участников рейтинга — 77 млрд руб.
Безусловным лидером по выручке на одно заведение — 3 млрд руб. — стала клиника «Медицина», естественно, расположенная в Москве (четверть рынка приходится на две столицы). Результаты исследования показывают, однако, что для дальнейшего роста крупным игрокам надо идти в регионы: в рейтинге девять компаний, имеющих разветвленную сеть (хотя бы в четырех городах), но шесть из них — в первой десятке. В городах-миллионниках уже сейчас можно выстроить крупный медицинский бизнес — два участника рейтинга не выходят за пределы Екатеринбурга («Новая больница») и Нижнего Новгорода («Садко»).
Одна компания в рейтинге — Единый медицинский центр — работает преимущественно на специфическом рынке медосмотров и оформления медицинских справок. Желающие пойти в бассейн, купить оружие или получить права, а также люди, которым требуется медицинская книжка, принесли компании 1,2 млрд выручки и обеспечили рост бизнеса на 56% за один год; по этому показателю Единый медицинский центр — чемпион рейтинга. На 47% выросли Европейский медицинский центр и лаборатории «Гемотеста» (200 точек по всей стране). Зато практически все они растут — 20 компаний рейтинга демонстрировали в 2014 году двузначные темпы роста, еще пять — просто росли, никто не сократил выручку.
Ситуация, впрочем, может измениться: в 2015 году, на фоне сокращений компаниями расходов (и штатов), участники рынка прогнозируют падение расходов на ДМС: в Москве они останутся в 2015–2016 годах на уровне 60 млрд руб. (оценка «БизнесСтат»), а в регионах сократятся с нынешних 38 до 16 млрд. Вместе с тем вырастет серый рынок (до 30% в 2015-м). Прямые платежи, на которые приходится большая часть доходов частной медицины, тоже могут сократиться.
Нагнать страху
Частные клиники оперируют фактически без контроля государства: Минздрав не умеет пока оценивать качество их работы — первая такая попытка будет завершена только к концу 2016 года. Поэтому внешний присмотр за частными клиниками осуществляют только страховые компании, заинтересованные в том, чтобы не переплачивать в премиях и не терять клиентов. РБК попросил несколько страховых компаний оценить их удовлетворенность работой с участниками рейтинга. Страховые компании выставили свои оценки по собственным критериям (соотношение «цена/качество», лояльность клиентов, оборудование и качество персонала).
Получившиеся оценки не определяют положение компаний в рейтинге и не могут считаться прямыми коррелятами качества медицинской работы (низкие баллы страховщиков предсказуемо получили две самых дорогих клиники в рейтинге), но дают представление о том, кто будет претендовать на рынок ДМС, а кто будет работать с потребителями напрямую.