Камеры против такси: как изменится рынок ОСАГО с ноября
• [00:00] За первые девять месяцев 2025 года водители оформили около 5 млн однодневных полисов ОСАГО. С 1 ноября камеры начнут автоматически выписывать штрафы за отсутствие полиса — 800 рублей за первое нарушение и до 5000 рублей за повторное.
• [00:55] Участники страхового рынка ожидают снижения спроса на короткие полисы. Таксисты, вероятно, будут вынуждены переходить на полноценные годовые ОСАГО.
• [01:45] На первом этапе система штрафов заработает только в Москве и коснется такси и грузовых автомобилей — пока обмен данными налажен лишь по этим категориям владельцев транспорта.
• [02:30] Основное влияние нововведение окажет именно на таксистов. Частные водители, особенно из регионов, затронуты в меньшей степени.
• [03:11] В крупных таксопарках работают юристы, которые смогут оспаривать штрафы, однако массовых споров эксперты пока не прогнозируют.
• [03:39] Ограничение штрафов одним разом в сутки аналитики называют правильной мерой против злоупотреблений системой фиксации.
5 миллионов коротких полисов ОСАГО оформили водители за 2025 год — с января по октябрь. Такие данные приводят эксперты, опрошенные Радио РБК. С 1 ноября автомобилистов без ОСАГО начнут автоматически штрафовать. Дорожные камеры будут сверять госномер автомобиля с данными реестра полисов. Если страховка отсутствует или недействительна, система наблюдения зафиксирует нарушение и оформит штраф без участия инспектора. За первое нарушение автомобилисты заплатят 800 рублей, при повторном — до 5000 рублей.
15 октября Госдума поддержала в первом чтении законопроект, который ограничивает количество штрафов за отсутствие полиса ОСАГО — не чаще одного раза в сутки.
Как это отразится на страховом рынке, рассказал член совета директоров группы содействия «Дельта» Глеб Виленский.
Конечно, спрос скорее упадет, чем вырастет — как ни парадоксально. Этих изменений профессиональные участники рынка ждали давно. Сейчас, если говорить, например, о Москве, львиная доля водителей без полиса ОСАГО — это таксисты. В последний год они стали активно покупать короткие полисы сроком действия на один день. Таких за год, представьте себе, куплено почти пять миллионов. Надеюсь, большинство водителей такси перестанут оформлять такие короткие страховки, маскирующие отсутствие нормального полиса, и начнут покупать полноценное ОСАГО, как все остальные водители — на год.
Москва имеет одну из самых плотных сетей дорожных камер в России. То есть проблема штрафов за отсутствие полиса будет касаться в основном москвичей, или регионы тоже затронут?
По имеющейся информации, с 1 ноября штрафовать начнут только в Москве и только таксистов и владельцев грузовиков. Пока не удалось наладить полноценный обмен данными между ведомствами о собственниках транспортных средств.
Когда инспектор останавливает водителя на дороге, у него перед глазами и человек, и документы — штраф выписать легко.
А камера фиксирует лишь автомобиль, например такси, и может увидеть в базе страховщиков, что полиса нет. Но кому принадлежит машина — неизвестно, нужно делать запрос.
По таксистам эти данные есть, поэтому их штрафовать можно. А по физическим лицам наладить обмен пока не удалось. Думаю, это вопрос времени: если с таксистами и грузовиками механизм заработает, то к остальным категориям он тоже постепенно распространится.
Основная проблема здесь не в частных водителях — особенно не в тех, кто из глубинки и выезжает на рынок раз в неделю, — а в тех, кто водит автомобиль профессионально и сознательно избегает покупки полиса.
На данном этапе это, по сути, антитаксистская мера. Можно ли ожидать увеличения обращений об оспаривании штрафов, или таксисты не те, кто будет активно судиться?
У таксопарков есть юристы, они, разумеется, попробуют этим заняться. Каков будет результат — предсказать сложно, процесс только начинается, наконец, спустя несколько лет после инициализации.
Как вы оцениваете инициативу депутатов, которая уже прошла первое чтение, — штрафовать не чаще одного раза в сутки? Это послабление или логичная мера?
На мой взгляд, это единственно правильное решение. Если штрафовать человека несколько раз в день за одно и то же нарушение, это будет чистое злоупотребление правом. Поэтому эту инициативу нужно как можно скорее довести до статуса закона.
Больше всего спрос на ОСАГО за первые девять месяцев года вырос в Томской области и Краснодарском крае — на 21% и 18% соответственно. Об этом говорится в исследовании финансового маркетплейса «Сравни».