Расследование кражи в Лувре: есть ли шанс найти похищенное?
• [00:38] Следствие установило, что сотрудники Лувра к ограблению не причастны. Несмотря на первоначальные оценки о высокой подготовке банды, грабители оставили множество следов ДНК и отпечатков пальцев — это поставило под сомнение их профессионализм.
• [01:03] Именно ДНК-пробы помогли задержать первых двух подозреваемых. Один из них был установлен по волосу, найденному в мотоциклетном шлеме. Оба частично признали вину, однако полиция считает, что участников ограбления могло быть больше.
• [01:41] По данным бывшего сотрудника Интерпола, к расследованию подключилась группа бывших израильских контрразведчиков, ранее имевших успешный опыт поиска похищенных культурных ценностей.
• [02:25] На похищенные драгоценности выйти пока не удалось. Следователи не исключают, что у кражи был заказчик. Также возможно, что украшения уже переплавили и продали на черном рынке — подобное случается нередко.
• [03:45] Не исключено, что похищенные предметы всплывут на рынке лишь спустя годы или даже десятилетия — как это уже бывало с известными реликвиями, например, с «Моной Лизой».
Полиция и руководство Лувра винят друг друга за «ограбление века». На круглом столе во французском сенате и те и другие перекладывали ответственность за кражу в музее, отмечает Le Figaro. Газета пишет, что и полиция, и руководство Лувра недостаточно уделили внимание вопросам видеонаблюдения.
Всего из Лувра украдено восемь украшений из коллекции Наполеона на сумму более $100 млн. Семь человек задержаны, среди них трое числятся подозреваемыми — именно они, по версии следствия, 19 октября проникли в музей под видом рабочих.
Однако вскоре выяснилось, что грабители были не столь опытными, какими казались сначала. Преступники оставили на месте более 150 образцов ДНК. Зарубежные СМИ не скрывают удивления — вот как описал ситуацию корреспондент BBC в Париже Эндрю Хардинг:
«Теперь мы знаем, что никто из сотрудников Лувра к ограблению не причастен. Детективы исключили эту версию. Информация, которая действительно выделяется в этом расследовании, — что те самые преступники, которые поначалу казались членами опытной и хорошо подготовленной группировки, на самом деле были довольно неуклюжими. Они оставили свои ДНК и отпечатки пальцев по всему месту преступления — в Лувре и даже на улицах вокруг», — рассказал Хардинг.
Именно ДНК-пробы помогли задержать первых двух подозреваемых. Предполагается, что это непосредственные участники ограбления. Одного нашли по следам на скутере, на котором он покинул место преступления, а по некоторым данным — по волосу, оставшемуся в мотоциклетном шлеме. Оба частично признали вину, но прокуратура не раскрывает подробности. Следователи по-прежнему считают, что к преступлению могла быть причастна более крупная организация.
Версией о том, кто мог стоять за кражей, поделилась искусствовед, коллекционер и бывший сотрудник Бюро Интерпола в России Екатерина Буркова:
«Совершение данного преступления в Лувре очень напоминает ограбление 2019 года в дрезденском музее «Зеленые своды», где также было похищено большое количество предметов, представляющих культурно-историческую ценность. Это были антикварные ювелирные изделия, принадлежавшие немецкой короне и другим монархам Европы — как и в случае с ограблением Лувра. Более того, Лувр нанял израильскую группу экспертов по расследованию преступлений — бывших сотрудников контрразведки, которые участвовали и в раскрытии ограбления в Дрездене», — заявила Буркова.
Тем временем к пропавшим драгоценностям следствие пока не приблизилось. Прокурор Парижа Лор Беко признает, что у преступления мог быть конкретный заказчик.
У коллекционеров, с которыми пообщалось Радио РБК, есть несколько версий. Возможно, обеспеченный заказчик забрал эти украшения в частную коллекцию. Более прозаичный сценарий — драгоценные металлы уже отделили от камней, переплавили и реализовали на черном рынке.
Как отметил председатель Общества охранения русских культурных ценностей за рубежом «СОБОР» имени Д. П. Рябушинского Александр Хугати, подобные случаи уже бывали:
«Можно вспомнить ограбление монетного кабинета Берлинского музея, когда была похищена одна из самых больших монет в мире весом 100 килограммов — «Большой кленовый лист», отпечатанный Королевским монетным двором Канады в 2007 году. Эту монету так и не нашли — все понимают, что она давно переплавлена, ведь это было 100 килограммов чистейшего золота.
Сейчас для Франции это дело чести, и правоохранительные органы будут прикладывать максимум усилий. Задержания, думаю, продолжатся еще ближайшие неделю-две».
Еще один возможный вариант — похищенные украшения могут всплыть на рынке лишь спустя годы или десятилетия. Похожие истории уже случались: например, однажды подобным образом исчезла и впоследствии вернулась в музей «Мона Лиза», ныне жемчужина Лувра.