Цифровой ретейл: какие технологии внедряют продуктовые сети
Для улучшения покупательского опыта используют биометрическое подтверждение возраста и цифровой ID, умные весы с распознаванием товара по изображению и другие решения.
Компания не исключает полностью автономные магазины формата walk-in, walk-out в будущем, но из-за высокой стоимости фокусируется на промежуточных решениях, таких как пилот сервиса Scan&Go в Москве. Время вывода новых технологий от пилота до масштабирования в сеть составляет от трех месяцев до года, в зависимости от сложности интеграции и числа участников.
— Как онлайн-сервисы совмещаются с физическим пространством?
— Отчасти это происходит естественным образом, потому что растет количество цифровых поверхностей, с которыми взаимодействует покупатель, и ретейлеры, в том числе «Магнит», перекладывают тот дизайн и тот способ коммуникации, к которым привыкли покупатели в приложении, в цифровые поверхности в магазинах.
Это означает, что используются похожие элементы дизайн-системы так, чтобы логика организации пользовательского пути, количество кликов или действий, которые нужно совершить, были гармонизированы. Чтобы покупатель, подходя, например, к кассе самообслуживания, имел такой же или похожий опыт, как он имеет, когда заказывает продукты из дома.
— Расскажите о технологиях, которые ускоряют покупки, — в частности, с подтверждением возраста.
— Этот год был достаточно ярким с точки зрения применения, например, биометрических технологий. Это один из недавних ярко выраженных результатов того, как мы можем сократить время покупки, устранив необходимость вовлечения продавца из торгового зала. Например, в операции подтверждения возраста. Сейчас, когда покупатели приходили в магазин и брали какие-то товары с возрастными ограничениями, они должны были либо идти на кассу, чтобы возраст подтверждал кассир, либо у кассы самообслуживания звать сотрудника из торгового зала. Это не всегда удобно. Это создает такой рваный пользовательский опыт, а также очереди.
И биометрия в этом году хорошо выстрелила, позволив устранить этот элемент. Теперь либо с динамическим QR-кодом цифрового ID из национального мессенджера Max, или, если мы говорим про биометрические технологии подтверждения по изображению, с сервисом от Центра биометрических технологий в магазине можно подтвердить возраст самостоятельно.
— Может ли касса сама определить, что покупатель собирается купить?
— Мы активно используем так называемые «умные весы» в наших гипермаркетах, там, где покупатель, беря какой-то весовой товар, кладет его на кассу. Сейчас пилотируем такую же технологию на кассах самообслуживания в магазинах у дома. Камера распознает, что именно положили. Если там близкие по изображению варианты, то она может предложить несколько вариантов. Например, сорта мандаринов или сорта апельсинов. И за счет этого ускоряется и процесс поиска по каталогу. В целом создается новое ощущение хорошего цифровизованного опыта в магазине.
— Касса самообслуживания — это уже вот норма. Это сейчас привычно. А что дальше?
— Дальнейшие горизонты могут выглядеть по-разному. В принципе уже есть примеры работающих магазинов полностью без продавцов. Технически это возможно. Можно реализовать концепцию walk-in, walk-out. Покупатель зашел, выбрал товар, система машинного зрения, датчики считали, что это. Он вышел, с него автоматически списалась стоимость корзины, которую он для себя сформировал.
Технически это возможно. На практике из-за высокой стоимости таких технологий масштабный тираж они в ближайшее время не получат. Поэтому, скорее всего, будет определенный набор промежуточных шагов, решений, где эти вот сервисы будут комбинироваться в том объеме, в котором они целесообразны.
Из живых примеров, в настоящее время, мы в Москве в нескольких магазинах тестируем технологию Scan&Go. Когда покупатель может прийти, отсканировать QR, обозначившись в этом магазине, собрать ограниченное количество позиций в свою корзину и в приложении телефона тут же оплатить и уйти из магазина. То есть мы полностью исключаем необходимость подходить к кассиру или на кассу самообслуживания и делаем автономный сервис для покупателя.
— Насколько быстро внедряются технологии?
— Это зависит от конкретной технологии и количества участников, которым нужно между собой выстроить взаимодействие, для того чтобы сервис попал в продуктивную эксплуатацию. На практике, которая была у нас, — от трех месяцев до года, в зависимости от технологии.