Работы умершего художника Эрика Булатова стали выставлять на аукционах
• [00:00] В обществе распространено мнение, что после смерти художника цены на его работы резко растут, но это не всегда так: спрос может и снизиться, как в случае Павла Рыженко.
• [00:39] Самая дорогая работа Булатова продавалась более чем за 2 млн долларов, однако на российском рынке уникальные произведения встречаются редко; чаще продаются графика и коллекционные книги.
• [01:19] После смерти художника прогнозировать реакцию рынка сложно — многое зависит от типа работы. Например, на аукцион выставлен комплект книг с автографом Булатова, стартовая цена пока неизвестна.
• [01:50] Реальный рост цен после смерти художника обычно составляет 10–30%, если работа действительно интересна рынку. Исторические примеры показывают, что удвоения цен практически не бывает.
• [02:42] После смерти Булатова его произведения появились на многих торгах, включая Sothebys, но это не всегда вызывает ажиотаж: рынок стал осторожнее, ушли романтизированные сценарии.
• [03:45] Ожидается ли значимый рост стоимости дорогих работ Булатова на аукционах? Эксперты считают, что уверенного ответа нет: рынок наблюдает, коллекционеры действуют осторожно.
Что происходит после смерти с произведениями?
Ольга Русакова, директор Московского аукционного дома
Есть подсознательное ожидание, что цена вырастет: предполагается, что после смерти автора возникает дефицит, ведь художник больше ничего не создаст. Но так бывает не всегда. Есть и примеры снижения интереса. Например, Павел Рыженко: при жизни он был яркой фигурой, благодаря чему его работы хорошо продавались, но после смерти спрос упал. Однако чаще цена все же растет.
Конкретный кейс, который нас интересует. Недавно ушел из жизни Эрик Булатов. Известно ли, какие его работы самые дорогие сейчас? И выставлялись ли они у вас?
Рекорд превышает 2 млн долларов — это одна из самых дорогих его работ. Но произведения такого уровня на российский рынок попадают крайне редко. В основном продается графика. На нашем аукционе, например, представлен комплект книг, оформленных Булатовым. Это тиражная работа, и ценность здесь в полной коллекции, а не в уникальности.
Там еще есть его подпись, насколько я знаю?
Да, есть автографы. Мы выставляем комплект по доступной цене: резерв — 1 млн рублей. На торгах станет понятно, повлияет ли смерть художника на стоимость лота. Ранее он уже выставлялся и не был продан. Но если бы на рынок сейчас попала действительно каноническая живописная работа Булатова, я не уверена, что на российском арт-рынке она ушла бы значительно дороже известных международных продаж — это разные рынки.
Хотя бы примерно: если после смерти цена растет, то на сколько?
Адекватный рост — 10–30%, в зависимости от работы и ее привлекательности для рынка. Можно вспомнить художников-шестидесятников — Эрнста Неизвестного, Немухина. Они умерли недавно, но их работы не подорожали вдвое. В целом сейчас цены выше примерно на 10%, особенно если учитывать курс доллара. Обычно на быстрый рост рассчитывают те, кто покупает недорогие произведения живущих художников.
По творчеству Булатова стали ли выставлять что-то новое?
На многих ближайших торгах появились один-два лота, связанные с именем Булатова. Живопись, например, выставлена на Sothebys на торгах, которые пройдут через неделю. Но это не те культовые работы, которые обычно ассоциируются с его именем. Не всегда на каждом аукционе будет работа Булатова — он один из самых известных и дорогих русских художников, но рынок сегодня менее романтизирован. Коллекционеры осторожны: нет тех киношных сценариев, когда за потенциально последнюю работу готовы платить любые деньги. Покупатели, даже поклонники Булатова, будут выжидать или обращаться к проверенным источникам, связанным с художником или его наследниками.
Как вы думаете, станут ли известные работы Булатова дороже на ближайших торгах — да или нет?
Да… Это сложный вопрос. Но зачем работать в этой сфере, если не рассчитывать на рост? Да.









