От Невского до Патриарших: почему закрываются рестораны
Дорогая аренда и нехватка кадров — одни из ключевых причин массового закрытия ресторанов в Санкт-Петербурге. Это «Радио РБК» подтвердили опрошенные участники рынка. По данным компании «Николерс», за первые девять месяцев нынешнего года количество закрытий ресторанов, кафе и магазинов на ключевых торговых улицах Санкт-Петербурга в полтора раза превысило число открытий.
Если говорить о стоимости аренды, то, по подсчетам «Николерс», во втором квартале средняя ставка на помещения площадью до 300 кв. м, например на Невском проспекте, опустилась почти до 10 тыс. руб. в месяц за квадратный метр — без учета НДС. При этом аналитики отмечают, что за первые девять месяцев этого года на шести главных торговых улицах Петербурга закрылось 68 заведений, а открылось 46. В более широком контексте тренд на сокращение открытий ресторанов и кафе в городе сохраняется уже несколько лет. В этих условиях ритейлеры и рестораторы ищут альтернативные локации, смещаясь на соседние торговые коридоры рядом с главными туристическими улицами.
«Радио РБК» пообщалось с предпринимателем, которому пришлось закрыть свою точку в этом году. Совладелец джелатерии Di Neve Егор Кисенко рассказал, что это решение далось нелегко и было связано в том числе с ростом издержек и дефицитом подходящего персонала.
«Да, выросла аренда, выросли тарифы — электроэнергия, коммунальные платежи, вывески, музыка, налоги. Подорожало практически все. При этом наш нишевый продукт позволял повышать отпускную цену — люди не жаловались, спрос не падал. А вот персонал стал огромной проблемой. Каждый наш джелатайо должен был разбираться во всех вкусах и уметь рассказывать о продукте гостям. Мы не можем брать людей, которые работают «на поток». Джелато — это продукт эмоций. Поиск таких сотрудников оказался особенно сложным. Сейчас нам по-прежнему желают снова открыться, и мы сами не против, но для этого нужен другой формат и другие ресурсы. Нужно понимать, чего ожидать от следующего года — и в плане налогов, и в плане регулирования. Точка требует не только средств, но и серьезного административного внимания, а это дается нелегко», — рассказал Кисенко.
Есть и другая точка зрения. Основатель ресторанного гида GreatList.ru Александр Сысоев считает, что рынок сейчас скорее сталкивается с переизбытком предложений, тогда как потребители стали более консервативными и предпочитают проверенные места.
«В Петербурге происходит ровно то же, что и в других городах, где в последние годы активно росло количество ресторанов. Пять лет подряд наблюдался настоящий бум: новые концепции появлялись почти ежедневно, люди активно пробовали новое, росла культура еды вне дома. Многие рестораторы пытались масштабировать успешные проекты. Сейчас же гости стали выбирать более осознанно — не изучать все подряд, а ходить в проверенные места. При этом вырос фонд оплаты труда, подорожали ингредиенты. После относительно ровного лета часть владельцев приняла решение не продолжать работать в убыток и закрыть бизнес. На мой взгляд, это здоровая и логичная коррекция рынка», — объяснил Сысоев.
Похожая тенденция наблюдается и в Москве, в районе Патриарших прудов. По данным NF Group, доля заведений общепита там снизилась с 60 до 53%: за год закрылось 15 проектов. Аналитики связывают это с изменением формата и смещением спроса в сторону более массовых концепций.