Китай меняет правила экспорта авто — как они повлияют на рынок
• [00:00–00:44] Правительство Китая объявило об ужесточении контроля экспорта автомобилей с 1 января. Компании покупали машины, вывозили их и получали возврат НДС в размере 13%. Новые меры направлены против этой схемы.
• [00:48–01:30] Теперь для экспорта потребуется предоставить историю обслуживания автомобиля. У новых машин ее нет, что блокирует получение разрешения на вывоз.
• [01:34–02:07] Мера усложнит возврат НДС для российских импортеров.
• [02:33–03:00] Срок поставки увеличится до трех месяцев и более, считают автоэксперты.
• [03:52–04:25] Участники рынка полагают, что компании все же найдут способ ускорить доставку автомобилей. Сейчас 95% машин, ввозимых в Россию, — подержанные.
• [04:35–05:53] По словам представителей отрасли, одна из главных целей новых правил — навести порядок в сфере экспорта автомобилей. Чем сложнее схема перевозки, тем меньше на рынке «серых» компаний.
• [05:55–07:44] Участники рынка ожидают, что стоимость китайского автомобиля вырастет до $800.
• [08:35–08:52] Подорожают не только китайские бренды, но и другие марки, ввозимые через КНР по параллельному импорту.
Правительство Китая объявило об ужесточении контроля экспорта автомобилей. Соответствующий документ опубликован на сайте Минкомерции КНР. Новые правила вступят в силу с 1 января будущего года. Контроль усилится за экспортом новых автомобилей под видом подержанных — тех, у которых прошло менее 180 дней с даты регистрации. Такие машины смогут попасть на экспорт только при наличии официального подтверждения от завода-производителя.
По словам учредителя компании «Автодегустатор» Арарата Мардояна, власти Китая стремятся таким образом увеличить поступления налогов в бюджет.
«Экспортные процедуры работают так: готовят автомобиль к вывозу, мы оплачиваем его, а дальше компания подает документы на возврат НДС и через некоторое время получает его обратно — в размере 13%. С 1 января 2026 года новым регламентом экспорт автомобилей, выкупленных у дилеров и считающихся новыми, фактически запрещается в течение шести месяцев. Государственные органы смогут запросить историю обслуживания, но у нового автомобиля ее нет. Если история отсутствует — сертификат экспорта не выдается. Это, на наш взгляд, в первую очередь мера, направленная против схемы возврата НДС. Трейдеры, отправляя машины за границу, получали деньги от закупщиков и потом возвращали НДС — это и было их доходом», — пояснил Мардоян.
Генеральный директор компании Frank Auto Ирина Франк отметила, что до 95% новых иномарок в Россию ввозятся под видом подержанных, чтобы обойти сложные процедуры аккредитации.
«Распоряжение уже видели. Оно изначально готовилось к вступлению 1 сентября, но переносилось на 1 января. Сейчас, если честно, почти 95% автомобилей любых брендов из Китая формально идут как подержанные. Эта схема позволяла обойти долгую аккредитацию производителя. Для российских покупателей это значит, что сроки увеличатся, а мелкие поставщики и партнеры, скорее всего, уйдут с рынка», — рассказала она.
На вопрос о подорожании автомобилей Ирина Франк уточнила:
«Да, срок поставки увеличится. Рост цен будет, но незначительный. Мы обсуждали с поставщиками возможное повышение в пределах $600–800 за автомобиль. То есть это не 30%, как иногда пишут. Уже к февралю станет ясно, как рынок адаптируется».
По ее словам, в Китае найдут способы ускорить поставки, как это уже происходило в Европе:
«Например, при заказе BMW из Германии срок эксплуатации до вывоза тоже шесть месяцев, но фактически машину можно привезти за два с половиной — три месяца. Так что и здесь, думаю, найдутся пути ускорить процесс».
Ирина Франк также добавила, что у мер есть и другая цель — защита производителей:
«Производитель таким образом контролирует качество и имидж бренда, чтобы не появлялись поставки от непонятных физлиц. Это очистка рынка: чем сложнее правила, тем меньше «серых» компаний. Остаются крупные аккредитованные игроки», — отметила она в эфире Радио РБК.
По мнению управляющего партнера группы компаний «Престиж Авто» Алексея Бармина, основная цель изменений — навести порядок в сфере экспорта автомобилей, но при этом цены все же вырастут.
«Главная мотивация, конечно, — больше заработать и установить порядок. Помимо схем с возвратом НДС были проблемы и с оформлением экспорта, например в Киргизию. Там машины нередко проходили по документам не как автомобили, а как тракторы, что давало экономию около 5%. Китай терял доходы, и теперь это закрывается новым регламентом. В итоге подорожание неизбежно: возврат НДС отменяется, скидок от дилеров будет меньше. Пока машина простаивает 180 дней, она теряет актуальность», — пояснил Бармин.
Он добавил, что новые правила повлияют не только на китайские автомобили, но и на другие марки, ввозимые через КНР по параллельному импорту:
«Подорожание коснется не только китайских брендов. Это затронет весь ЕАЭС, прежде всего Россию, где еще добавится утильсбор. В среднем цены могут вырасти на 20–30%».
По данным агентства «Автостат», средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России по итогам октября превысила 3,43 млн рублей — это рекорд за 25 лет наблюдений за рынком. Федеральная таможенная служба сообщила, что ввоз автомобилей из Китая через пункты пропуска на Дальнем Востоке вырос в 3,5 раза. Только с 1 по 12 ноября уссурийские таможенники оформили почти 4,5 тыс. машин — на четверть больше, чем за весь ноябрь прошлого года.