Перейти к основному контенту
Радио РБК⁠,
РАДИО
0

Карго-доставки под давлением: как простои на границе влияют на селлеров

Пробки на границе России и Казахстана привели к росту издержек селлеров. Карго-перевозчики начали пересчитывать стоимость заказов, а задержки поставок вызвали кассовые разрывы и перебои с продажами у маркетплейсов
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

• [00:00] Пробки фур на границе России и Казахстана вызвали перерасчет тарифов на карго-доставку из Китая. Надбавка по отдельным заказам достигла 100%. Карго-схема позволяет завозить мелкие партии без оформления.

• [00:57] По данным логистов, сильнее всего пострадали маркетплейсы и мелкая розница. Из-за простоев продажи задержаны, у селлеров возникли кассовые разрывы. Издержки перевозчиков переложены на заказчиков.

• [01:54] Большая часть надбавок составляет 50–70%, случаи 100-процентного роста редки. Перевозчики предупреждают клиентов, часть компаний оперативно изменила логистику, используя другие границы, например Забайкальск.

• [02:54] Ответственность за издержки по схемам карго не всегда закреплена: часть селлеров платит по перерасчету, часть разделяет расходы с перевозчиками, некоторые логисты берут расходы на себя, укрепляя репутацию.

• [03:59] Из-за проблем на границах многие предприниматели массово переходят на «белые» схемы. Обеление популярно из-за рисков «серых» путей и новых требований рынка. Надежные логистические компании выигрывают клиентуру.

• [04:32] Наибольший ущерб понесли продавцы сезонных товаров: груз не поступил вовремя, спрос упущен, часть селлеров отказывается от поставок. Итоговые потери и расходы на хранение ложатся на продавцов, а затем — на покупателей.

• [05:11] Глобально эксперты не ожидают существенного скачка цен: рост прогнозируется на уровне инфляции (6–8%), но отдельные категории могут подорожать сильнее из-за внешних и внутренних издержек.

Пробки большегрузов на границе России и Казахстана привели к дополнительным издержкам селлеров. По словам логистов и предпринимателей, с которыми общалась «Радио РБК», карго-перевозчики начали присылать своим клиентам перерасчеты за действующие заказы. Порой переоценка достигает 100%.

Карго-доставка — это официальные перевозки из Китая по упрощенной логистической схеме. Небольшая партия товара завозится малыми частями и, в силу размера, не требует таможенного оформления. Соответственно, конечная стоимость доставки получается ниже, чем при обычной схеме. Сейчас, по статистике банка «Точка», карго-доставкой пользуется каждый пятый предприниматель.

Доставка контейнерами из Китая подорожала на 10%
Бизнес
Фото:Кирилл Кухмарь / ТАСС

В сентябре между Казахстаном и Россией образовались пробки из фур, и они были довольно продолжительными. Ситуация улучшилась лишь к середине октября. Это естественным образом ударило по продавцам на маркетплейсах и мелкой рознице.

Сколько денег селлеры теряют из-за простоя на границе

Официальной статистики пока нет, так как некоторые фуры все еще стоят в очередях. Однако, по данным логистов и предпринимателей, с которыми общалось «Радио РБК», переоценка действительно может достигать 100%. Эту информацию подтвердил аналитик логистической отрасли, гендиректор группы компаний «Сиэтл» Руслан Согнебаев:

«Больше всего пострадали селлеры на маркетплейсах и в интернет-магазинах. Именно там продавался товар, который завозился по карго-схемам. Уже можно понять, что на самом деле были большие просрочки, люди попали в кассовый разрыв. И многие из него не выберутся — но это плата за пользование серыми схемами. Те, кто сейчас получает груз, конечно, будут доплачивать, потому что карго-перевозчики понесли дополнительные расходы. Они перевыставляют счета конечным получателям. Крупным продавцам на маркетплейсах уже пришли уведомления о необходимости доплат. Из того, что я видел, — от 70 до 100%», — рассказал Согнебаев.

Однако такие случаи единичны. Настолько большую наценку подтверждают далеко не все представители отрасли. Чаще надбавка достигает 50–70%.

Какие решения нашли в этой ситуации

Некоторые логистические компании во время пробок нашли обходные пути — другие пункты пропуска, где очередей нет. Так, транспортная компания «Даттранслогистик» перенаправила машины через Забайкальск. Об этом рассказал гендиректор компании Дмитрий Потоцкий:

«По поводу 100% не могу подтвердить, потому что с такой ситуацией не сталкивался. Но то, что действительно есть перерасчеты, — это факт. Мы особо не стояли: передислоцировались через Забайкальск. Если брать в процентном соотношении, наши партнеры, с которыми ездим, попали на Казахстане — у них расходы выросли на 50–70%».

Кто заплатит за издержки

Схема с карго-доставками считается полулегальной, и, как отмечают селлеры и логисты, многое зависит от договоренностей между перевозчиком и заказчиком. Есть компании, которые присылают клиентам перерасчеты, а есть те, кто, как говорится, «по-дружески делят дополнительные расходы». Некоторые логисты, напротив, взяли убытки на себя. Один из селлеров, Артем, рассказал:

«Мне точно известно два таких случая, когда логистические компании взяли эти расходы на себя и доставили груз по первоначальной цене. Возможно, это маркетинговый шаг, но смысл в том, что они выполняют свои обязательства. В результате селлеры, конечно, потянутся к более надежным компаниям».

По словам коммерческого директора компании «Логистик Перформанс» Валерии Савенковой, из-за ситуации на границе многие предприниматели начали переходить от карго-схем к «белой» логистике. «Сейчас мы получаем столько заявок на обеление, что просто не успеваем их обрабатывать», — отметила она.

Последствия для рынка

Задержки на границе особенно сильно ударили по продавцам сезонных товаров. Из-за простоев часть спроса оказалась упущенной, а некоторым компаниям теперь приходится хранить нераспроданные новогодние и праздничные товары, что влечет дополнительные расходы. На «Авито» уже появляются объявления о продаже целых палет с грузом — часть селлеров просто отказывается выкупать застрявший товар.

В конечном счете, за это, скорее всего, заплатит потребитель. Рост цен будет зависеть от уровня издержек: у кого-то они выросли на 100%, а кто-то смог договориться с перевозчиками и сохранить прежние условия. Тем не менее аналитики считают, что подорожание в целом не превысит уровень инфляции — порядка 6–8%.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 18:24
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 18:24
Почва для инноваций: как новые удобрения снижают риски агробизнеса Отрасли, 18:32
«Локомотив» крупно обыграл аутсайдера РПЛ Спорт, 18:28
Кибербезопасность как услуга: почему бизнес отдает защиту на аутсорс Тренды, 18:27
В МИДе призвали США удержаться от «сползания» к конфликту с Венесуэлой Политика, 18:14
Пять стратегий инвестора в недвижимость: как устроены и какую выбрать РБК и ПИК, 18:12
Как обрести спокойствие в шумном мегаполисе Стиль, 18:05
В Москве инспектор ДПС остановил фуру с водителем без сознания Общество, 18:03
Как располагать к себе людей
Интенсив о харизме
Узнать больше
Моноцентричность не в тренде: три района Москвы с особыми домами РБК и ГАЛС, 17:59
Ключ к Африке: какие возможности открывает сотрудничество с Египтом РБК и РЭЦ, 17:49
Формула комфорта: секреты создания удобной обуви Стиль, 17:46
Как экзосомальная терапия восстанавливает и омолаживает кожу РБК и КИТ МЕД, 17:42
Часть Запорожской области осталась без света из-за непогоды Общество, 17:42
Будущее человеческого капитала: как меняется роль HR в бизнесе Тренды, 17:37
ИИ и персонал: как технологизация изменила HR Тренды, 17:36