Карго-доставки под давлением: как простои на границе влияют на селлеров
• [00:00] Пробки фур на границе России и Казахстана вызвали перерасчет тарифов на карго-доставку из Китая. Надбавка по отдельным заказам достигла 100%. Карго-схема позволяет завозить мелкие партии без оформления.
• [00:57] По данным логистов, сильнее всего пострадали маркетплейсы и мелкая розница. Из-за простоев продажи задержаны, у селлеров возникли кассовые разрывы. Издержки перевозчиков переложены на заказчиков.
• [01:54] Большая часть надбавок составляет 50–70%, случаи 100-процентного роста редки. Перевозчики предупреждают клиентов, часть компаний оперативно изменила логистику, используя другие границы, например Забайкальск.
• [02:54] Ответственность за издержки по схемам карго не всегда закреплена: часть селлеров платит по перерасчету, часть разделяет расходы с перевозчиками, некоторые логисты берут расходы на себя, укрепляя репутацию.
• [03:59] Из-за проблем на границах многие предприниматели массово переходят на «белые» схемы. Обеление популярно из-за рисков «серых» путей и новых требований рынка. Надежные логистические компании выигрывают клиентуру.
• [04:32] Наибольший ущерб понесли продавцы сезонных товаров: груз не поступил вовремя, спрос упущен, часть селлеров отказывается от поставок. Итоговые потери и расходы на хранение ложатся на продавцов, а затем — на покупателей.
• [05:11] Глобально эксперты не ожидают существенного скачка цен: рост прогнозируется на уровне инфляции (6–8%), но отдельные категории могут подорожать сильнее из-за внешних и внутренних издержек.
Пробки большегрузов на границе России и Казахстана привели к дополнительным издержкам селлеров. По словам логистов и предпринимателей, с которыми общалась «Радио РБК», карго-перевозчики начали присылать своим клиентам перерасчеты за действующие заказы. Порой переоценка достигает 100%.
Карго-доставка — это официальные перевозки из Китая по упрощенной логистической схеме. Небольшая партия товара завозится малыми частями и, в силу размера, не требует таможенного оформления. Соответственно, конечная стоимость доставки получается ниже, чем при обычной схеме. Сейчас, по статистике банка «Точка», карго-доставкой пользуется каждый пятый предприниматель.
В сентябре между Казахстаном и Россией образовались пробки из фур, и они были довольно продолжительными. Ситуация улучшилась лишь к середине октября. Это естественным образом ударило по продавцам на маркетплейсах и мелкой рознице.
Сколько денег селлеры теряют из-за простоя на границе
Официальной статистики пока нет, так как некоторые фуры все еще стоят в очередях. Однако, по данным логистов и предпринимателей, с которыми общалось «Радио РБК», переоценка действительно может достигать 100%. Эту информацию подтвердил аналитик логистической отрасли, гендиректор группы компаний «Сиэтл» Руслан Согнебаев:
«Больше всего пострадали селлеры на маркетплейсах и в интернет-магазинах. Именно там продавался товар, который завозился по карго-схемам. Уже можно понять, что на самом деле были большие просрочки, люди попали в кассовый разрыв. И многие из него не выберутся — но это плата за пользование серыми схемами. Те, кто сейчас получает груз, конечно, будут доплачивать, потому что карго-перевозчики понесли дополнительные расходы. Они перевыставляют счета конечным получателям. Крупным продавцам на маркетплейсах уже пришли уведомления о необходимости доплат. Из того, что я видел, — от 70 до 100%», — рассказал Согнебаев.
Однако такие случаи единичны. Настолько большую наценку подтверждают далеко не все представители отрасли. Чаще надбавка достигает 50–70%.
Какие решения нашли в этой ситуации
Некоторые логистические компании во время пробок нашли обходные пути — другие пункты пропуска, где очередей нет. Так, транспортная компания «Даттранслогистик» перенаправила машины через Забайкальск. Об этом рассказал гендиректор компании Дмитрий Потоцкий:
«По поводу 100% не могу подтвердить, потому что с такой ситуацией не сталкивался. Но то, что действительно есть перерасчеты, — это факт. Мы особо не стояли: передислоцировались через Забайкальск. Если брать в процентном соотношении, наши партнеры, с которыми ездим, попали на Казахстане — у них расходы выросли на 50–70%».
Кто заплатит за издержки
Схема с карго-доставками считается полулегальной, и, как отмечают селлеры и логисты, многое зависит от договоренностей между перевозчиком и заказчиком. Есть компании, которые присылают клиентам перерасчеты, а есть те, кто, как говорится, «по-дружески делят дополнительные расходы». Некоторые логисты, напротив, взяли убытки на себя. Один из селлеров, Артем, рассказал:
«Мне точно известно два таких случая, когда логистические компании взяли эти расходы на себя и доставили груз по первоначальной цене. Возможно, это маркетинговый шаг, но смысл в том, что они выполняют свои обязательства. В результате селлеры, конечно, потянутся к более надежным компаниям».
По словам коммерческого директора компании «Логистик Перформанс» Валерии Савенковой, из-за ситуации на границе многие предприниматели начали переходить от карго-схем к «белой» логистике. «Сейчас мы получаем столько заявок на обеление, что просто не успеваем их обрабатывать», — отметила она.
Последствия для рынка
Задержки на границе особенно сильно ударили по продавцам сезонных товаров. Из-за простоев часть спроса оказалась упущенной, а некоторым компаниям теперь приходится хранить нераспроданные новогодние и праздничные товары, что влечет дополнительные расходы. На «Авито» уже появляются объявления о продаже целых палет с грузом — часть селлеров просто отказывается выкупать застрявший товар.
В конечном счете, за это, скорее всего, заплатит потребитель. Рост цен будет зависеть от уровня издержек: у кого-то они выросли на 100%, а кто-то смог договориться с перевозчиками и сохранить прежние условия. Тем не менее аналитики считают, что подорожание в целом не превысит уровень инфляции — порядка 6–8%.