Комиссии Ozon: почему растут и что об этом думают селлеры
• [00:00] Из-за роста комиссий продавцы отдают до 60% дохода маркетплейсу. С 10 ноября большинство ставок увеличатся на 5%; предыдущее повышение — на 4% — произошло 27 октября.
• [00:58] За год комиссии выросли с 9% до 36%, добавились сборы за сдачу товара и штрафы за логистику. Найти бесплатный склад стало практически невозможно.
• [01:34] Ассоциация маркетплейсов прогнозирует рост цен для покупателей на 15% до конца года, если подорожание комиссий продолжится. В Telegram-канале Ozon зафиксирован всплеск критики.
• [02:03] Селлеры отмечают двойное давление — рост комиссий и возможный налог на малый бизнес. Многие опасаются, что совокупные изменения рынка и налоговой политики могут уничтожить микропредпринимателей.
• [02:48] Продавцы массово обсуждают уход с площадки. Рентабельность падает: для сохранения прибыли цены на маркетплейсе приходится повышать в 2–3 раза относительно собственных бутиков.
• [03:51] В Ozon объясняют рост комиссий увеличением издержек на инфраструктуру и стремлением к «рыночному уровню тарифов». В компании заявляют, что оттока селлеров не наблюдают и продолжают инвестировать в развитие логистической сети.
Как сообщили Радио РБК в Ассоциации участников рынка электронной коммерции, продавцы сегодня из-за постоянного повышения комиссий отдают маркетплейсу до 60% выручки. Сумма действительно существенная: туда включаются расходы на производство или закупку продукции. При этом бесконечно повышать цены на товары могут далеко не все продавцы — это напрямую влияет на конечного покупателя.
С 10 ноября для большинства категорий плата на Ozon вырастет еще на 5%. Повышение не затронет товары стоимостью до 300 рублей.
Одновременно с этим маркетплейс увеличит скидки для покупателей — тоже на 5%. Предыдущее повышение вступило в силу 27 октября, когда комиссии выросли на 4%. Это уже шестое изменение тарифов за год, и многие селлеры уверены, что остановки не будет. Об этом в телеграм-бот Радио РБК написал продавец Сергей Игнатьев:
«В 2024 году комиссия с продаж составляла 9%, в 2025-м — уже до 36%. Вторая часть — логистика. В этом году они стали повышать тарифы практически каждый месяц. Появились сборы за сдачу товара — от 10 до 25 рублей. В периоды пиковой нагрузки невозможно найти бесплатные склады. Если не привозишь заказы вовремя — получаешь штраф. В октябре нам выставили 15 штрафов подряд по тысяче рублей каждый», — рассказал Игнатьев.
В ассоциации подсчитали: если Ozon не прекратит повышать комиссии, до конца года средние цены для покупателей могут вырасти на 15%.
Тем временем в соцсетях и на форумах продавцов — всплеск негатива. В телеграм-канале Ozon для селлеров под постом о повышении комиссий появилось более полутора тысяч комментариев. Селлер Антон Толмачев говорит, что предприниматели оказываются в отчаянном положении:
«Селлеры сейчас между молотом и наковальней. Те, кто хоть немного вырос, с ужасом ждут второго-третьего чтения закона об НДС для малого бизнеса — с порогом в 10 миллионов рублей. Для нас это будет двойной удар.
При этом комиссия на Ozon в нашей категории — 39%, на Wildberries — 36%. У Яндекс.Маркета вроде ниже, но забирают в итоге больше. Те, кто не успеет перестроиться, окажутся просто раздавлены новой налоговой нагрузкой и тарифами», — пояснил Толмачев.
Некоторые продавцы заявляют, что готовы уйти с площадки. В Telegram уже появляются видео, где селлеры объявляют о закрытии своих магазинов.
«Мы только что приняли решение уйти с Ozon из-за повышения комиссий. Приведу пример: у меня новогодние полотенца, продажная цена — 200 рублей. Чтобы заработать столько же, сколько в собственном бутике, нужно выставлять цену 500, а то и 600 рублей — в зависимости от акции и компенсаций.
Зачем это нужно? Сколько мне нужно полотенец продать, чтобы заработать 50–100 тысяч рублей в месяц? Это перестало быть рентабельным», — рассказала предприниматель Полина.
В самой компании поясняют, что рост комиссий связан с увеличением издержек и развитием инфраструктуры.Площадь логистических комплексов Ozon выросла в 13 раз, количество пунктов выдачи — на 45%, до 75 тысяч, а складские помещения — почти до 4 млн кв. м.
«Несмотря на последние изменения, наши комиссии остаются на рыночном уровне и сопоставимы с тарифами других крупных площадок. Корректировки объясняются подорожанием услуг сторонних компаний: перевозки, аренды складов, IT-инфраструктуры, топлива, электроэнергии. Мы не видим снижения активности продавцов. Предприниматели управляют своей экономикой и ценами, чтобы сохранять маржинальность. Чтобы обеспечивать качество сервиса, нам нужно расширять инфраструктуру, и это требует постоянных инвестиций», — заявили в компании Ozon.