Заработать на IPO сложнее, чем потерять: в чем подводные камни
Российским властям поставлена задача увеличить капитализацию фондового рынка к 2030 году в два раза и достичь показателя 66% ВВП. Аналитики НАУФОР подсчитали, что для достижения цели потребуется ежегодно проводить IPO на сумму 1,28 трлн руб.
Для массового инвестора это означает активный интерес государства к средствам населения, на этом можно как заработать, так и потерять. Практическими рекомендациями, которые позволят сберечь средства от необдуманных инвестиций, поделился финансовый аналитик, эксперт проекта НИФИ Минфина России «Моифинансы.рф» Артем Ганичев.
Что такое IPO и почему на нем сложно заработать
IPO (Initial Public Offering) — это первое публичное предложение ценных бумаг компании на фондовой бирже. Иными словами, процесс выхода компании на организованные биржевые торги.
Цель акционеров всегда одна — как можно дороже продать свою долю инвесторам. В свою очередь цель инвестора — увеличить вложенный капитал. Этот изначальный конфликт интересов закладывает основу для многих рисков.
Нагляднее всего о том, почему сложно заработать на IPO, говорит индекс Мосбиржи IPO полной доходности, который отслеживает динамику акций после их первичного размещения. Его начальное значение — 1000 пунктов. За время своего существования индекс лишь ненадолго превысил эту отметку весной 2024 года, а в остальное время находился ниже. Если бы инвестор равномерно вкладывался во все IPO, его капитал за этот период сократился бы примерно на 30%.
Вывод 1: на практике заработать на IPO значительно сложнее, чем кажется. Большинство выпусков в среднем показывают негативную динамику в первые периоды.
Почему так происходит
Основная причина — завышенная оценка компании. Как известно, цель компании — продать свои акции по максимально высокой цене. Для этого используется стандартный ряд инструментов:
- подготовка «правильной» отчетности. Финансовая отчетность перед размещением неизменно демонстрирует позитивную динамику. Достигаться это может как реальными успехами компании (ростом операционной эффективности, завоеванием рынка), так и манипулятивными методами: признанием выручки будущих периодов в текущем отчете, перераспределением доходов внутри холдинга на компанию, выходящую на IPO, и даже отражением фиктивных продаж;
- сбор мнений аналитиков. Подготовкой выхода компании на IPO занимаются инвестбанкиры. Они же дают инвесторам свои оценки и прогнозы относительно справедливой стоимости акций и будущей динамики капитализации. Их оценки всегда строятся по одному принципу: компания выходит на биржу по привлекательной цене (например, ₽10 млрд), а через год капитализация увеличится на ХХ% (как правило, не менее 50%). В обосновании приводятся цифры из «правильной» отчетности;
- создание ажиотажа в медиа. По аналогии с предвыборными кампаниями проводятся серии встреч с потенциальными инвесторами (road show), где действующие акционеры рассказывают о будущих перспективах, подкрепляя свои тезисы «правильной» отчетностью и мнениями инвестбанкиров.
На практике это может привести к ситуации, когда рыночная цена акций после IPO начинает корректироваться в сторону более равновесных значений, которые инвесторы считают справедливыми. Это распространенное явление, и его можно проиллюстрировать на примере ряда компаний.
Так, компания «Всеинструменты.ру» провела IPO по цене ₽200 за акцию, а аналитики в то время давали прогнозы по росту капитализации (классические +50%). Однако впоследствии рыночная конъюнктура сложилась иначе: более года котировки демонстрировали нисходящий тренд, что, впрочем, является одним из сценариев, всегда возможных на рынке.
Вывод 2: главный сигнал завышенной оценки — мультипликаторы компании (например, P/E — отношение цены к прибыли), которые значительно выше, чем у прямых аналогов в отрасли.
Почему розничный инвестор оказывается в проигрышной позиции
У компании два типа основных покупателей: профессиональные участники (институциональные фонды, банки) и розничные инвесторы. Профессионалы покупают акции оптом, обладают глубокими знаниями и имеют доступ к закрытой информации. Поэтому их готовность платить высокую цену ограничена.
Вывод 3: компании проводят IPO в том числе в надежде продать акции розничным инвесторам дороже, чем бы они были реализованы институциональным игрокам.
Что происходит после IPO
Как логическое следствие, в большинстве случаев (однако все же не всегда) акции после IPO ждет затяжное падение. Катализаторами являются две основные причины:
- корректировка оценки. Рынок быстро пересматривает оптимистичные прогнозы в сторону более адекватных;
- выход первых акционеров. Для венчурных фондов, основателей и топ-менеджмента IPO зачастую первый шанс зафиксировать свою прибыль. Массовая продажа акций создает дополнительное давление на цену.
Вывод 4: рассчитывать на краткосрочную прибыль от покупки на IPO не стоит. Гораздо разумнее закладывать среднесрочный или долгосрочный инвестиционный горизонт и быть готовым к периоду просадки.
Заключение
Финансовые регуляторы действительно предпринимают усилия по улучшению практик на рынке IPO, правда инициативы вряд ли изменят саму природу сделки.
Мир инвестиций сложен, и ключ к успеху — в понимании не только потенциальной выгоды, но и всех рисков финансового инструмента. Следует помнить, что обратную сторону медали лучше всех знают те, кто непосредственно участвует в сделке.
Читайте «РБК Инвестиции» в Telegram.


