«Делимобиль» запланировал IPO на Мосбирже в конце января — начале февраля
Каршеринговый сервис «Делимобиль» объявил о планах провести IPO на Мосбирже в конце января — начале февраля 2024 года. Ожидается, что free-float, или доля акций в свободном обращении, по итогам размещения составит до 10%.
Компания планирует сделать так, что основную часть предложения на IPO составят акции, выпущенные в рамках дополнительной эмиссии — до 10% от текущего уставного капитала. Привлеченные средства «Делимобиль» намерен направить на дальнейшее развитие бизнеса, снижение долговой нагрузки и общекорпоративные цели. Существующий единственный акционер — ООО «Делимобиль Холдинг» — не планирует продавать находящиеся в обращении акции и после IPO сохранит контроль для реализации стратегии роста.
Участвовать в IPO смогут российские квалифицированные и неквалифицированные инвесторы, а также российские институциональные инвесторы.
«Делимобиль» станет первой публичной компанией среди операторов каршеринга в России. Провести IPO сервис хотел еще в 2021 году. Тогда рассматривалось размещение на Нью-Йоркской фондовой бирже на сумму $200–240 млн. Предполагалось, что сам бизнес «Делимобиля» мог быть оценен в более чем $900 млн. Однако в итоге сделку пришлось отложить из-за рыночных условий.
Вновь об IPO «Делимобиля» заговорили осенью 2023 года. В октябре компания завершила регистрацию выпуска 10 млн акций и получила статус акционерного общества. В ноябре Forbes со ссылкой на источники сообщил, что каршеринг собирается выйти на Мосбиржу весной 2024 года и привлечь от ₽2,5 млрд до ₽10 млрд.
«Делимобиль» — это крупнейший каршеринговый сервис в России как по размеру автопарка, так и по количеству поездок. Компания была основана в 2015 году. Сейчас сервис работает в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Тольятти, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Туле, Казани и Ростове-на-Дону. Количество зарегистрированных пользователей превышает 9,3 млн человек, а автопарк насчитывает более 24,2 тыс. машин.
По итогам девяти месяцев 2023 года «Делимобиль» увеличил выручку по МСФО в 1,3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, до ₽14,5 млрд. В прошлом году компания впервые вышла на чистую прибыль — она за девять месяцев составила ₽1,4 млрд. Скорректированная EBITDA за этот период выросла в 1,7 раза, до ₽4,5 млрд. Рентабельность по EBITDA составила 31% против 23% годом ранее. Соотношение чистого долга к EBITDA на конец третьего квартала 2023 года снизилось до 3,5х.
В будущем компания может начать выплачивать дивиденды . Дивидендная политика предполагает, что при показателе чистый долг/EBITDA менее 3х акционеры будут получать не менее 50% от чистой прибыли. При коэффициенте выше 3х дивиденды будут рассчитываться «с учетом текущих потребностей общества в финансировании его устойчивого развития и складывавшейся макроэкономической конъюнктуры». Периодичность выплат — не менее двух раз в год.
Аналитический показатель, указывающий на объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и амортизации. Несмотря на свою популярность, комиссия по ценным бумагам США (SEC) не считает его частью Общепринятых Принципов Бухгалтерского Учёта (GAAP). Дивиденды — это часть прибыли или свободного денежного потока (FCF), которую компания выплачивает акционерам. Сумма выплат зависит от дивидендной политики. Там же прописана их периодичность — раз в год, каждое полугодие или квартал. Есть компании, которые не платят дивиденды, а направляют прибыль на развитие бизнеса или просто не имеют возможности из-за слабых результатов. Акции дивидендных компаний чаще всего интересны инвесторам, которые хотят добиться финансовой независимости или обеспечить себе достойный уровень жизни на пенсии. При помощи дивидендов они создают себе источник пассивного дохода. Подробнее