Государственный кредит: что это, виды и функции
Что такое государственный кредит
Государственный кредит — это средства из государственного бюджета, которые предоставляются в форме кредитов лишь другим государствам или регионам, административно-территориальным единицам самой страны. Так как государство — это не банк или другая кредитная организация, куда могут обращаться предприятия или граждане, чтобы получить деньги в долг.
Функции государственного кредита
Конкретные условия каждого бюджетного кредита могут быть разными. Сроки их предоставления, ставки, порядок возврата или иногда списания и другие параметры варьируются. В целом требования и условия для заемщика, как правило, более привлекательны, чем у коммерческих кредитов, поскольку государство, предоставляя деньги в долг, решает и иные, сопутствующие задачи:
- избежание кассовых разрывов. При взаимоотношении Федерации и регионов, например, за счет краткосрочных казначейских кредитов удается избежать возникающих кассовых разрывов, когда у субъектов Федерации доходы поступают несколько позже регулярно осуществляемых расходов;
- обеспечение поставок. В международной практике кредиты могут быть оформлены как инструмент финансового обеспечения поставок разного рода товаров — от продовольствия до оружия;
- финансовая помощь. Некоторые исследователи финансовой системы страны небезосновательно рассматривают бюджетные кредиты регионам — например, как форму дополнительной финансовой помощи, предоставляемой государством.
Аналогичная картина формируется и по отношению к кредитам, предоставляемым беднейшим странам со стороны других государств, поскольку в итоге очень часто их «прощают». Например, несколько лет назад Россия одномоментно списала гигантские суммы госдолга сразу нескольким африканским странам.
Виды и формы государственного кредита
Государственный кредит может быть разным в зависимости от формы размещения и источников средств:
- внешний — кредиторами выступают иностранные государства, международные организации и т. д.;
- внутренний — кредиторами выступают физические и юридические лица самого государства;
- централизованный — заем средств федеральными властями;
- субфедеральный — кредит берет субъект Федерации;
- муниципальный — кредит берет муниципальное образование;
- краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до пяти лет), долгосрочные (от пяти до 30 лет включительно).
Принципы и порядки предоставления бюджетных кредитов, как и безвозвратные расходы бюджета, четко регламентируются, следуя общему неписаному правилу, что финансировать из бюджета можно только то, что разрешено, а не то, что не запрещено.
Если рассматривать бюджетные кредиты внутри бюджетной системы России, то сейчас они разрешены не только по вертикали, когда Федерация кредитует регионы, а субъекты Федерации — муниципалитеты, но и по горизонтали — между регионами или муниципалитетами. Правда, практика последних еще не накопилась, а сама такая бюджетная новация была закреплена в законодательстве только в ковидное время 2020 года.
Кредиты регионам из федерального бюджета выдаются под символические 0,1% годовых, то есть реально они практически безвозмездны. Предоставление бюджетных кредитов регионам в большинстве случаев сопровождается подписанием соглашений, в которых прописываются и желаемые для Федерации показатели, которые должен достичь регион, а также определенные ограничения для него.
Некоторое время назад по инициативе президента появилась новая форма госдолга — инфраструктурные бюджетные кредиты, предоставляемые регионам на длительный срок (до 15 лет) под 3% годовых. Понятно, что в условиях высокой инфляции такие кредиты тоже практически ничего не стоят.
Объем государственных кредитов России
За последние два года объем всех бюджетных кредитов субъектам Федерации галопирующе вырос. В том числе это происходило для замещения накопленных объемов дорогих в обслуживании коммерческих кредитов.
Сейчас более двух третей от общего объема государственного долга регионов — это бюджетные кредиты. Оказалось, что самой Федерации должны практически все регионы. Поэтому многие политики и эксперты считают сложившуюся картину неправильной. Решения здесь нужно искать не в совершенствовании долговой политики, а в изменении системы распределения полномочий.
Сама Российская Федерация после распада СССР смогла избавиться от долговых обязательств перед другими странами, а госдолг страны трансформировался в его другие формы. Кстати, в итоге долговая нагрузка у России относительно невысокая, и это является дополнительным фактором обеспечения устойчивости страны в условиях вызовов новой реальности. Но это уже другая история.