Инвестиции
Мнение профи·
0
0

Спасительная гавань: могут ли защитить акции продуктовых ретейлеров

Как внешнеторговые ограничения отразились на бизнесе продуктовых ретейлеров и что будет с рынком — в колонке руководителя управления аналитики и премиального обслуживания сервиса «Газпромбанк Инвестиции» Андрея Ванина
Открытие сетевого магазина «Чижик» X5 Retail Group в Москве, 29 октября 2020 года
Открытие сетевого магазина «Чижик» X5 Retail Group в Москве, 29 октября 2020 года (Фото: Александр Щербак / ТАСС )

Материал носит исключительно ознакомительный характер и не содержит индивидуальных инвестиционных рекомендаций.

После февральских событий и ухода ряда брендов розничный продуктовый ретейл также перестраивает логистику и работу с ассортиментом. По данным аналитического агентства Calltouch, в конце августа около 15% россиян отметили значительное уменьшение ассортимента в супермаркетах. Однако продуктовые ретейлеры чувствуют себя намного лучше остальных и готовы активно развиваться — по данным агентства Nikoliers, они остаются главными арендаторами складских комплексов, сменив онлайн-маркетплейсы, которые увеличивали свои мощности в пандемию.

Акции X5 Group выросли на фоне роста выручки на 19%
X5 Retail Group , Ретейл , Россия
Фото:Shutterstock

Что говорят котировки

Акции ретейлеров традиционно считаются защитными активами, устойчивыми к росту инфляции, которая формально является фактором роста их доходов. Так происходит и сегодня — например, «Магнит» активно наращивает выручку, и за ним следует X5 Group. Несмотря на то что и их акции не удержались в феврале, наблюдается курс на восстановление. Драйвером стали позитивные отчеты компаний.

Так, чистая прибыль «Магнита» за второй квартал 2022 года увеличилась на 75% — на ₽21,1 млрд. Компания не только эффективно управляет операционными расходами, но и получает прибыль от курсовой разницы. Сопоставимые продажи также выросли на 12,6% — это может говорить и о том, что население старается запасать больше продуктов.

X5 Group отчиталась за третий квартал, и ее показатели тоже растут: совокупная выручка поднялась на 19,5%, а сопоставимые продажи (то есть без учета новых магазинов) — на 12,4%. Совокупное количество магазинов увеличилось на 23,1% при снижении торговой площади на 23% — из-за закрытия гипермаркетов. Выручка нового сегмента дискаунтеров «Чижик» выросла в 13 раз, а его доля в совокупной выручке увечилась в два раза и теперь составляет 2%. Показатели «Ленты» за сопоставимый период несколько хуже — формат гипермаркетов продолжает стагнировать, и если раньше компания обгоняла конкурентов по маржинальности, то теперь первенство перешло к X5 Group.

Несмотря на это, судя по динамике акций, рынок уверен в отечественном ретейле: спрос в этом сегменте не снижается, а ориентация на внутреннего потребителя делает его бизнес устойчивым и востребованным вне зависимости от внешнеэкономических обстоятельств.

Динамика акций «Магнита», X5 Group и «Ленты» за последние пять лет. После эмоциональных просадок на фоне новостей котировки всегда восстанавливаются
Динамика акций «Магнита», X5 Group и «Ленты» за последние пять лет. После эмоциональных просадок на фоне новостей котировки всегда восстанавливаются (Фото: TradingView)

Кто из участников рынка изменит стратегию

Однако предпочтения покупателей меняются: согласно данным «Азбуки вкуса», спрос на премиум-сегмент в этом секторе начал стремительно падать на фоне массового отъезда целевой аудитории из России, а также снижения иностранного туристического потока. Представители «Азбуки вкуса» отмечают, что такое снижение не критично для их бизнеса и они не рассматривают изменение стратегии. Чего не скажешь о других участниках рынка.

«Магнит» вышел на рынок дискаунтеров, став лидером по числу открытых точек: на данный момент у него в два раза больше магазинов «Моя цена» по итогам второго квартала, чем у ближайшего конкурента — сети «Чижик» в структуре X5 Group. Последняя, в свою очередь, фактически меняет гипермаркеты «Карусель» на дискаунтеры «Чижик». Доказывают популярность формата и цифры: в первом полугодии средний чек новой сети оказался выше, чем у «Пятерочки» и «Перекрестка». У компании запланировано открытие более чем 400 дискаунтеров до конца этого года. В долгосрочной перспективе дискаунтеры X5 Group и «Магнита» могут занять сопоставимую долю рынка.

Что касается «Ленты», из-за существенного роста издержек компания теряет свою привлекательность в секторе продуктового ретейла. Об этом говорит последний отчет компании: чистая прибыль в третьем квартале снизилась на 69%, а за девять месяцев — на 51%. Расходы в третьем квартале выросли на 10%, а за девять месяцев — на 32%. Частично причина в том, что компания приобрела сети магазинов BILLA, «Семья» и сервис по доставке продуктов на дом «Утконос», но проблема и в формате, который постепенно теряет популярность — на первый план выходят дискаунтеры и магазины формата «у дома».

Распределительный центр магазинов «Магнит» в Краснодаре
Распределительный центр магазинов «Магнит» в Краснодаре (Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС )

Вытеснят ли дискаунтеры традиционный ретейл

Изначально «Пятерочка» и «Магнит» и были дискаунтерами, но с ростом благосостояния граждан они менялись: наращивали ассортимент и меняли дизайн. Однако во время пандемии коронавируса доходы населения начали падать, а магазины с низкими ценами — популяризироваться.

Вероятно, на фоне текущих экономических условий в ближайшие три года дискаунтеры могут занять до 35% рынка. Однако вряд ли традиционные супермаркеты и магазины у дома будут конкурировать в ближайшие годы, поскольку сейчас они сфокусированы на общей цели — познакомить потребителя с новым для него форматом и повысить узнаваемость новых брендов.

Что касается планов «Магнита» и X5 Group, компании заявляют, что продолжат развивать как дискаунтеры, так и флагманские сети параллельно — количество магазинов «Пятерочка» и «Перекресток» по-прежнему будет расти. В связи со снижением благосостояния населения, а также ростом инфляции можно предположить, что ценные бумаги  этих компаний останутся спасительной гаванью для российских инвесторов.

Сложнее ситуация состоит с «Лентой». Гипермаркеты — пока все еще основной формат для «Ленты». Компания отстает в развитии от конкурентов из-за позднего переключения на формат «у дома» и отсутствия стремительно развивающегося направления дискаунтеров. Вероятно, в ближайшее время «Лента» будет работать над адаптацией к изменившимся рыночным условиям.

«Лента» LENT
1 760 (-1,4%)
Все время
График...

Финансовый инструмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные. Подробнее
Авторы
Теги
Андрей Ванин, руководитель управления аналитики и премиального обслуживания сервиса «Газпромбанк Инвестиции», специально для «РБК Инвестиций»
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Новости
Экономист Задорнов дал совет россиянам, куда вложить деньги прямо сейчас 14 ноя, 18:35·0
Акции ЛУКОЙЛа выросли на сообщении о переговорах по продаже активов 14 ноя, 18:16·0
ЦБ поднял курс доллара на выходные и 17 ноября выше ₽81 14 ноя, 18:02·0
Пшеница подорожала до максимума за 4 месяца после атаки на Новороссийск 14 ноя, 13:26·0
Руководитель инвестбанка ‎«Синара» — о длинных ОФЗ и страхах инвесторов 14 ноя, 12:00·0
Менеджмент Совкомбанка предложил не платить вторые дивиденды за 2024 год 14 ноя, 11:23·0
ПСБ повысил ставки по ряду вкладов 14 ноя, 11:17·0
Чего ждать от российского рынка акций 14 ноября: главные события 14 ноя, 09:29·0
«Дом.РФ» объявил диапазон цен для IPO на Московской бирже 14 ноя, 09:19·0
ВТБ поднял ставку по комбинированному с ПДС вкладу «Двойная выгода» до 26% 14 ноя, 08:30·0
Кипр, Испания, Сингапур, ОАЭ: где какие условия налогового резидентства
Подписка на РБК
Активы БПИФов превысили 1,5 трлн руб. Почему инвесторы выбирают фонды
Подписка на РБК
ЦБ назвал число инвесторов, которые трансформировали старые инвестсчета в новые ИИС-3 14 ноя, 07:30·0
<p>Брэндон Фуди</p>
В мире бум 20-летних миллиардеров. Чем он вызван
Подписка на РБК