Forbes узнал о плане сервиса самокатов Whoosh на IPO до конца 2023 года
Сервис аренды электросамокатов Whoosh планирует провести первичное публичное размещение акций на Московской бирже до конца следующего года. Об этом Forbes сообщил один из частных инвесторов, вкладывающий в компании на стадии pre-IPO.
Как сообщает издание, такое решение может быть связано с желанием инвесторов выйти из капитала стартапа, а также с успешным выпуском биржевых облигаций. Ранее платформа аренды самокатов провела дебютный выпуск облигаций на Мосбирже и закрыла книгу заявок на сумму ₽3,5 млрд, превысив план привлечения средств (₽3 млрд).
«Как любая успешная компания, Whoosh рассматривает различные стратегические варианты развития, включая возможности на рынках капитала, однако о каких-либо конкретных планах говорить преждевременно», — ответили Forbes представители компании на вопрос о возможном листинге на бирже.
Источник Forbes среди инвестбанкиров утверждает, что компания планирует привлечь через публичное размещение $100 млн (около ₽6 млрд), а себя оценивает в $400 млн (около ₽24 млрд). Аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын считает, что оценка Whoosh находится в диапазоне от ₽16 млрд до ₽24 млрд. По его словам, верхней границы диапазона компания может достичь, если покажет выручку не менее ₽6 млрд по итогам текущего года.
По итогам первого полугодия 2022 года совокупная выручка компании выросла на 63% по отношению к прошлому году, до ₽3,2 млрд, при этом выручка от кикшеринга за тот же период увеличилась на 39%, до ₽2,7 млрд.
Показатель EBITDA остался на стабильном уровне и составил ₽1,4 млрд. Рентабельность по EBITDA (исключая выручку от продаж самокатов и соответствующую себестоимость) составила 51,3% против 74,6% годом ранее. Чистый долг на конец июня 2022 года равнялся ₽3,3 млрд, при этом соотношение чистого долга к показателю EBITDA за последние 12 месяцев составило 1,3x.
В 2021 году компания привлекла от структур ВТБ и банка «Открытие» более $25 млн (около ₽1,9 млрд). В компанию инвестировали закрытый паевой инвестиционный комбинированный фонд «ВТБ Капитал пре-АйПиО Фонд» и инвестиционная структура банка «Открытие». По условиям сделки структура ВТБ получила 13,7% акций технологического стартапа, 73,36% осталось у основателей, 12,95% — у инвесткомпании Ultimate Capital, которая вложила в Whoosh порядка $1 млн в течение 2020 года. По данным источника, близкого к сделке, паевой фонд ВТБ вложил в сервис около $10 млн. В начале 2022-го компания привлекла еще ₽3,8 млрд в виде займа от «одной из банковских структур». В пресс-службе финансовой группы «Открытие» «РБК Инвестициям» уточнили, что ею является «Открытие Капитал».
Whoosh — компания-разработчик решений для микромобильности и один из крупнейших операторов краткосрочной аренды электросамокатов в России. Сервис запустили в 2019 году выходцы из S7 Group — бывшие топ-менеджеры S7 Дмитрий Чуйко, Егор Баяндин, Олег Журавлев и Сергей Лаврентьев. Прокат доступен в 12 городах, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи. На 30 июня 2022 года у компании было 75 тыс. самокатов по сравнению с 41 тыс. самокатов на 31 декабря 2021 года.