Акции IT-компаний сильно переоценены. Как правильно проводить их анализ
Фундаментальный анализ — один из основных способ, с помощью которого инвесторы оценивают акции перед покупкой. Но насколько он применим к технологическим компаниям с их непредсказуемой волатильностью ? Разбираемся в этом вместе с генеральным директором NZT Rusfond Игорем Шимко, автором блога «ФинОснова» и соавтором налогового проекта ndfl.guru Александрой Янковской, а также автором телеграм-канала про инвестиции Ренатом Валеевым.
Технологический сектор включает в себя компании, которые производят гаджеты, разрабатывают софт, передают данные и устраивают потоковые трансляции, поставляют полупроводники и создают облачные хранилища. И если компании традиционного уклада обычно оценивают по финансовым и производственным показателям, а также мультипликаторам , то с технологическими компаниями такой подход может не всегда работать.
Акции IT-компаний могут то резко вырасти в цене, то упасть. Это может быть оторвано от реальности и не связано с состоянием самого бизнеса. Александра Янковская также отмечает, что технологические компании часто не платят дивиденды , а излишки прибыли направляют на выкуп собственных акций, что еще больше раздувает стоимость компании на бирже.
Игорь Шимко считает, что фундаментальный анализ можно использовать всегда: «Фундаментальный анализ применим к любому бизнесу. Это набор методов, с помощью которых инвестор может прогнозировать рыночную стоимость акций. Эти методы основаны на анализе финансовых и производственных показателей. А если компания только недавно начала работать, то в ход идут прогнозные расчеты. В итоге, единственный случай, когда применить фундаментальный анализ невозможно — это вообще отсутствие данных о бизнесе».
Даже если фундаментальный анализ можно использовать применительно к любому бизнесу, это еще не значит, что он будет полезен. Ренат Валеев считает, что есть много случаев, когда данный подход может не работать: «В основе фундаментального анализа лежит поиск справедливой стоимости акций. Справедливая стоимость — понятие субъективное. Она опирается на оценку будущих показателей компании».
По его словам, в акциях технологических компаний будущее играет определяющую роль, потому что технологии связаны с будущим. И если справедливая стоимость — понятие абстрактное и размытое, то цена — конкретное. В долгосрочном периоде цена акций «техов», конечно, стремится к справедливой стоимости. Но в краткосрочном периоде может отклоняться от справедливой стоимости на огромные величины.
Игорь Шимко предлагает рассмотреть для примера три технологические компании, и примерно оценить, насколько их цена на бирже соответствует бизнесу и перспективам:
Tesla — после того, как достигла больших масштабов производства, наконец стала получать прибыль и положительный денежный поток от продажи автомобилей. Рынки ждут роста продаж, запуска гигафабрик с батареями и продажи этих батарей помимо самих машин. Мультипликаторы компании очень высоки и нацелены на успех в этих проектах.
Netflix — последние четыре года получает прибыль, что видно из отчетов, и только сейчас, в 2020 году, появился свободный денежный поток. Бизнес не так дорого оценен, как другие компании. Но все же стоит понимать, что у аудитории, покупающей платные подписки на сериалы, есть свой лимит, и он, возможно, ближе чем кажется.
«Яндекс» — стабильно получает прибыль от своего поискового бизнеса и направляет ее на новые разработки. «Яндекс» так же стремительно дорожает, как и предыдущие две компании.
Сложности при работе с подобными компаниями возникают не столько в вопросе того, применим ли к ним фундаментальный анализ. Сложнее понять, как сильно и как долго еще будет расти компания. Сегодня инвесторы на бирже могут оценить бизнес так, как будто он еще 10 лет будет расти такими же темпами, а потом еще и начнет давать хорошие регулярные выплаты дивидендов. Но таких гарантий никто не дает.
Как инвестору оценить технологические компании
«Каждый коммерческий проект несет в себе цель — получить прибыль от основной деятельности, — напоминает Игорь Шимко. — Но инвестору нужно обратить внимание не только на прибыль, но и на способность компании генерировать денежные потоки. Ведь эти потоки компания может использовать для того, чтобы платить дивиденды, улучшать и увеличивать бизнес, не привлекая при этом деньги извне».
«С помощью фундаментального анализа также можно сравнить бизнесы из одной отрасли через мультипликаторы. Например, Price/Earnings, PEG Ratio, Price/Sales, Price/Cash Flow, Enterprise Value/ EBITDA , Price/Book и так далее, включая даже специфические оценки — сколько стоит 1 мегаватт мощности или сколько приносит продаж 1000 квадратных метров площади магазина. Если бизнес растет быстро и агрессивно, рынок начинает закладывать это в цену акции. И мультипликаторы становятся высокими. Рынок оценивает здесь не прошлые заслуги и сегодняшнюю реальность, а свое видение будущего компании», — говорит Шимко.
«Выбирайте технологическую компанию тщательно, как спутника жизни» — советует Александра Янковская.
Она также советует обратить внимание при оценке технологических компаний на денежный поток: «Для компаний традиционного уклада привычно считать доходы и балансовую стоимость, а самым популярным мультипликатором является P/E . Но в случае с технологичными компаниями на первый план выходит оценка денежных потоков и их динамика».
Вот на что стоит обратить внимание частному инвестору при оценке технологической компании, считает Янковская:
- На каких рынках компания генерируют большую часть выручки;
- Какие есть конкуренты и преимущества перед ними;
- Сколько компания тратит на исследовательские разработки и капитальные вложения;
- Сотрудничает ли она с научными институтами;
- Есть ли у компании экологические, социальные риски или политическая повестка;
- Как повлиял коронавирус на ее бизнес.
При оценке технологической компании также стоит понять, относится ли она к зрелой или к молодой. Дело в том, что для разных категорий инструменты оценки будут немного отличаться, говорит Янковская. Например, технологические компании в стадии экспансии не всегда приносят прибыль, и в таком случае P/E при их оценке использовать бесполезно, как и EPS .
Для зрелых компаний:
- EPS — прибыль на акцию. Чем выше показатель, тем выше рынок оценивает возможный рост выручки компании и будущие прибыли;
- FCFE — свободный денежный поток и его динамика;
- Прогнозный коэффициент роста компании.
Для молодых компаний:
- Динамика роста выручки. Лучше, чтобы она была положительной;
- Если компания приносит убытки, то у них тоже должна быть динамика. Например, как у Tesla;
- FCFE — свободный денежный поток и динамика;
- Прогнозный коэффициент роста компании.
Стоит ли покупать инвестору технологические компании
«На биржах США — NYSE и NASDAQ — постоянно очень высокая волатильность, не только у акций технологического сектора, — предупреждает Игорь Шимко. — Когда вы покупаете бумаги, нужно учитывать, что котировки могут меняться на десятки процентов в течение одной недели или даже дня. Еще один важный момент — не использовать короткую продажу акций. Дорогая компания может быть сначала просто дорогой, потом ультрадорогой, а потом снова вернуться в более дешевый диапазон. Но ваш счет уже будет поврежден или уничтожен сильной просадкой».
Шимко считает, что частному инвестору безусловно имеет смысл добавлять в портфель быстрорастущие технологические компании. Однако, по его словам, не стоит бросаться и покупать их сразу. Стоит попробовать выбрать моменты, когда акции немного снизились в цене. Но причина этого снижения была бы не связана с проблемами в бизнесе. Александра Янковская также советует частными инвесторам аккуратно вести себя с технологическими компаниями и предлагает инвестировать в них с помощью индексных фондов.
Подпишитесь на рассылки «РБК Инвестиции» — важные новости, дивиденды, личные финансы и венчур в удобном формате
Изменчивость цены в определенный промежуток времени. Финансовый показатель в управлении финансовыми рисками. Характеризует тенденцию изменчивости цены – резкое падение или рост приводит к росту волатильности. Подробнее Показатель, указывающий на количество средств, которое компания может выплатить на каждую обыкновенную акцию из чистой прибыли. Существует в нескольких вариантах. Аналитический показатель, указывающий на объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и амортизации. Несмотря на свою популярность, комиссия по ценным бумагам США (SEC) не считает его частью Общепринятых Принципов Бухгалтерского Учёта (GAAP). Расчетный показатель. Позволяет оценить уровень недооцененности или переоцененности активов рынком. Считается как отношение показателя, содержащего рыночную стоимость актива (капитализация, цена акции, стоимость бизнеса) с отчетным финансовым показателем (выручка, прибыль, EBITDA и др.). Недооцененность или переоцененность актива оценивается при сравнении значения мультипликатора с мультипликаторами конкурентов. Соотношение капитализации компании к ее чистой прибыли. Популярный показатель для оценки стоимости акций и поиска недооцененных и переоцененных компаний Дивиденды — это часть прибыли или свободного денежного потока (FCF), которую компания выплачивает акционерам. Сумма выплат зависит от дивидендной политики. Там же прописана их периодичность — раз в год, каждое полугодие или квартал. Есть компании, которые не платят дивиденды, а направляют прибыль на развитие бизнеса или просто не имеют возможности из-за слабых результатов. Акции дивидендных компаний чаще всего интересны инвесторам, которые хотят добиться финансовой независимости или обеспечить себе достойный уровень жизни на пенсии. При помощи дивидендов они создают себе источник пассивного дохода. Подробнее