Инвестиции для ленивых. Что такое пассивные фонды и как они работают
Название: «Взаимные фонды с точки зрения здравого смысла. Новые императивы для разумного инвестора»
Автор: Джон Богл
Издание: Москва, «Альпина Паблишер», 2002
В первый раз мы опубликовали эту рецензию в июне 2018 года. С тех пор аудитория РБК Quote заметно увеличилась, а в августе 2019 года нашим партнером стал ВТБ. Специально для тех, кто решил воспользоваться предложением ВТБ и открыть брокерский счет с нулевой комиссией за сделки в первый месяц обслуживания, мы решили еще раз разместить этот материал.
РБК Quote верит: хорошая информированность и понимание финансовой темы может помочь заработать больше денег. Это значит, что помимо новостей и статей инвестору пригодятся книги, простым языком рассказывающие об инвестировании. Перед вами рассказ об одной из таких книг.
Джентльмен удачи
Джон Богл — несомненно, удачливый человек. Он родился в состоятельной семье, но за пять месяцев до начала Великой депрессии 1929 года, во время которой его родители разорились. Учится ему с братом-близнецом пришлось в бесплатной публичной школе. За выдающиеся успехи им дали стипендию на учебу в хорошей частной школе.
Закончив Принстон (уже без брата), Богл поступил на службу в один из первых американских mutual fund (взаимные фонды, в российской версии это паевой инвестиционный фонд) — Wellington Management Company. За 20 лет дорос до исполнительного вице-президента, был любимчиком основателя Wellington и должен был заменить его у руля компании. В 1973 году Богл сделал несколько приобретений других фондов, показал провальные результаты и был уволен.
Но опять повезло. Открыл собственную управляющую компанию, The Vanguard Group. Открыл очень вовремя — именно в этот момент начался бум взаимных фондов.
Что именно придумал Богл и почему это важно
Если до этого бума взаимные фонды были нишевой историей для достаточно состоятельных американцев, то после бума ПИФы стали участниками потребительского финансового рынка, куда, как раньше в банк, несли деньги среднестатистические американцы.
Этому была масса причин — от потери банками конкурентоспособности (под конец Вьетнамской войны банкам ограничили ставку по вкладам на уровне 4–5% — и это все в преддверии эпохи самой большой инфляции в истории США) до реального укрепления среднего класса (эпоха от начала 1960-х до середины 1980-х была эпохой самого низкого уровня экономического неравенства, когда даже рабочие могли себе позволить отдельный дом).
Еще через 25 лет The Vanguard Group вошла в число крупнейших управляющих компаний в США. К своему 70-летию Джон Богл написал вот эту книгу, которая внесла его имя в «зал славы» финансовой индустрии. Мало ли в Америке управляющих, хоть и самых удачливых — а вот людей, которые поменяли всю индустрию, — единицы.
Дело в том, что первый фонд, который запустил Богл, был индексным — то есть состоял из акций, которые входили в индекс S&P500. За управление индексными фондами Богл брал меньший процент, чем управляющие, которые обещали достичь наилучшего результата, используя свой профессионализм — никакого ума, чтобы докупать акции из индекса вслед за притоком денег клиентов, не надо.
Разница в тарифах была на порядок: управление активным фондом стоило к началу 2000-х 2% от средств держателя пая в год. Управление пассивным фондом (так их назвали из-за следования за индексом) обходилось всего в 0,1–0,2% в год.
Зарабатывать, ничего не делая. Метод Богла
В итоге Джон Богл написал манифест. Манифест будущей окончательной победы пассивного управления. Он, конечно, мог бы быть и потоньше — хотя бы как у Маркса и Энгельсом с их 23-страничным «Манифестом коммунистической партии» — но Богл написал 500 с лишним страниц. Человек все-таки обобщил свой 50-летний опыт работы.
Если кто думает, что у него не хватит терпения одолеть полтысячи страниц, то может посмотреть в Википедии главку про Богла, где есть краткое изложение его принципов. Оно состоит всего из восьми пунктов.
Самое существенное утверждение Джона Богла: деньги, которые вы платите управляющим активных фондов, не отбиваются. То есть кто-то иногда все-таки может заработать доход, превышающий гонорар управляющего — management fee, но постоянных победителей нет и предсказать, кому улыбнется удача, невозможно. Тогда зачем отрывать от инвестиций деньги на оплату беспомощных управляющих?
Сразу после публикации манифеста начались яростные схватки между сторонниками активных и пассивных инвестиций, в которых вторые получили прозвище Bogleheads, то есть «боглоголовые». Эти споры, кстати, продолжаются до сих пор.
Результаты боглоголовых вполне убедительны. В 2002 году S&P стала ежегодно выпускать исследование SPIVA (S&P Indices Versus Active), в котором оценивала, как сыграли активные фонды против пассивных (на базе своих индексов, конечно). Результаты исследований показали правоту Богла.
К середине 2000-х стало общепринятым для активных фондов при оценке результатов указывать динамику индекса, с которым они соперничают. Но самый очевидный результат — деньги, вложенные в эти типы фондов. Если в 1999 году инвестиции в индексы достигли в США уровня $100 млрд, а открытые активные фонды собрали $4,2 трлн, то в уже 2017-м активные хоть и побеждали, но гораздо менее убедительно — $10 трлн против $7 трлн.
В этих $7 трлн учтены как открытые индексные фонды (какими управлял Богл), так и биржевые инвестиционные фонды ( ETF ). Это дальнейший шаг в развитии инвестирования в индексы — индексные фонды, паи которых свободно обращаются на бирже. То есть вместо акции одной компании можно купить, например, сразу идею роста акций определенной отрасли — скажем, фармацевтической или оборонной.
Сейчас Россия — это «край непуганых активных инвесторов». Индексных фондов мало, ETF только появляются. Росту инвестирования в индексы мешают сильное сопротивление управляющих и крохотные размеры нашего рынка. В свой первый фонд Джон Богл в 1973 году еще до открытия собрал $1 млрд — а в России весь объем пассивно управляемых инвестиций вряд ли дорос до этого уровня.
Мизерные размеры вознаграждения управляющих при малых объемах вложенных денег не способны утолить аппетиты российских инвестменеджеров. Например, в середине 2000-х управляющая компания Банка Москвы брала за управление своим индексным фондом 5% в год.
Словом, для тех, кто стремится узнать больше об альтернативных вариантах инвестирования и не хочет переплачивать управляющим, стоит почитать книгу Джона Богла. Ну хотя бы до 370 страницы — к этому моменту все основные аргументы будут озвучены.
Биржевой фонд, вкладывающий средства участников в акции по определенному принципу: например, в индекс, отрасль или регион. Помимо акций в состав фонда могут входить и другие инструменты: бонды, товары и пр. Инвестиции — это вложение денежных средств для получения дохода или сохранения капитала. Различают финансовые инвестиции (покупка ценных бумаг) и реальные (инвестиции в промышленность, строительство и так далее). В широком смысле инвестиции делятся на множество подвидов: частные или государственные, спекулятивные или венчурные и прочие. Подробнее