
«Дело 26 февраля»
Руководство меджлиса крымско-татарского народа в Крыму вызвано на допросы в республиканский Следственный комитет накануне II Всемирного конгресса крымских татар в Анкаре. Первый зампредседателя меджлиса Нариман Джелялов, зампредседателя меджлиса Ильми Умеров, а также председатель ЦИК курултая (съезда) крымско-татарского народа Заир Смедляев проходят как свидетели по так называемому «делу 26 февраля». По их мнению, таким образом власти пытаются помешать им посетить конгресс.
«Дело 26 февраля» было возбуждено девять месяцев спустя после присоединения Крыма к России, в январе 2015 года, но касается событий, произошедших еще до перехода полуострова под российскую юрисдикцию. По версии следствия, 26 февраля 2014 года у здания Верховной рады Крыма, где проходил сход крымских татар, выступавших против присоединения Крыма к России, и пророссийских активистов, произошли массовые беспорядки. В них приняли участие «неустановленные лица крымско-татарской национальности», якобы умышленно применившие насилие к представителям движения «Русское единство» Сергея Аксенова, повредившие имущество и игнорировавшие требования полиции, говорилось в сообщении СКР. По обвинению в организации беспорядков и участии в них в конце января был арестован зампредседателя меджлиса Ахтем Чийгоз. Во вторник ему продлили арест до 19 ноября.
«Позавчера вечером ко мне домой пришли сотрудники УФСБ и вручили повестку на допрос, подписанную следователем. Тогда меня позвали на допрос 28 июля, потом на 29 июля, теперь на 31 число, то есть доехать на конгресс я не успею», — рассказал РБК Ильми Умеров. По его словам, «прямым текстом» о том, что лидеров крымских татар полуострова не пускают на конгресс в Турцию, сказано не было. «Но когда я спросил: «А что, если я попытаюсь поехать?», мне ответили, что тогда нас вернут с КПП и обвинят в попытке избежать дачи свидетельских показаний», — говорит он. Его соратники, Джелялов и Смедляев, а также еще несколько членов меджлиса вызваны на допрос 1 августа. Допрос касается действий Чийгоза в ходе столкновений 26 февраля, говорит Умеров.
Действия СКР только обостряют отношения крымских татар с Россией, считает журналист, член президентского Совета по межнациональным отношениям Максим Шевченко. «Российские силовики занимаются профилактикой, прессуют людей вместо того, чтобы доказывать свои подозрения, если они у них есть», — говорит эксперт. «Это типичное поведение для выходцев из «Русского единства» — таким образом выслуживаться перед федеральной властью», — рассуждает гендиректор закрытого крымско-татарского телеканала ATR Ленур Ислямов.
Конгресс, который не нравится Москве
II Всемирный конгресс крымских татар пройдет в Анкаре с 31 июля по 2 августа. Решение о его проведении было принято в апреле 2015 года в Анкаре по итогам встречи крымско-татарских организаций Турции. Комитет подготовки к конгрессу возглавил председатель меджлиса крымских татар Рефат Чубаров. Лидер крымских татар, так и не признавший присоединения полуострова к России и не принявший российское гражданство, в мае прошлого года получил от прокурора Крыма Натальи Поклонской предупреждение о недопущении ведения экстремистской деятельности, а в июле, когда он в очередной раз выехал на Украину, вернуться на родину он уже не смог: власти запретили ему въезд в Россию на пять лет. В мае 2015 года он стал депутатом Верховной рады Украины, а в России — фигурантом дела о публичных призывах к нарушению территориальной целостности.