Перейти к основному контенту
Политика ,  
0 

Проблема с датчиками: эксперты выдвинули новую версию катастрофы Ту-154

Катастрофа Ту-154 под Сочи могла произойти из-за ложных показаний высоты и скорости на приборах, а не из-за проблем с закрылками, считают опрошенные РБК эксперты. В ближайшие дни эксперты расшифруют «черные ящики» самолета
Найденные во время поисково-спасательных работ у побережья Черного моря фрагменты самолета Ту-154
Найденные во время поисково-спасательных работ у побережья Черного моря фрагменты самолета Ту-154 (Фото: Viktor Klyushin/AP)

Версия о крушении самолета Ту-154 под Сочи из-за проблем с закрылками появилась после публикации в СМИ расшифровок переговоров экипажа с бортового самописца вечером во вторник, 27 декабря. В таком случае крушение лайнера могло произойти из-за несинхронной уборки закрылков, предположили ряд экспертов после появления расшифровок. Возникшая разница в подъемной силе крыльев могла привести самолет к катастрофе.

С этой версией в разговоре с РБК не согласился заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Заболотский. Он подчеркнул, что в системе управления закрылками предусмотрен механизм синхронизации их движения. «Если бы закрылки стали двигаться несинхронно, то сработала бы автоматика, которая прекратила бы их выпуск или уборку», — заявил эксперт.

Закрылок — это отклоняемый элемент механизации крыла, расположенный на его задней кромке. Он предназначен для улучшения несущей способности крыла во время взлета, набора высоты, снижения и посадки. Закрылки задействуют и при полетах на малых скоростях. При выпуске закрылков увеличиваются площадь крыла и кривизна его профиля, благодаря чему возрастает подъемная сила крыла. После появления расшифровки переговоров членов экипажа, которые упоминали проблемы с закрылками, ряд экспертов предположили, что один из летчиков мог перепутать органы управления на приборной панели и вместо рычага управления закрылками нажать на ручку выпуска шасси.

Однако заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», заслуженный военный летчик России Владимир Попов рассказал РБК, что перепутать ручки управления шасси и закрылками Ту-154 невозможно: у рычажков разная форма, и они находятся не рядом.

«Мы и завтра придем»: как ищут жертв крушения Ту-154 и обломки лайнера
Фотогалерея 
Вечером, 26 декабря, в международном аэропорту Сочи спокойно. Полицейские и казаки, зевая, смотрят на пассажиров, таксисты предлагают транспорт, а служащие аэропорта засыпают за стойками информации. Всего сутки назад здесь были десятки камер, военные, психологическая служба и чиновники — встречали тех, чьи родственники были на борту военного Ту-154.

Ошибочные сигналы

Заболотский выдвинул версию, согласно которой причиной катастрофы стали ложные показания высоты и скорости на приборах. Он пояснил, что для определения этих параметров на Ту-154 установлена система воздушных сигналов СВС-72. Она состоит из приемников динамического и статического давления. Если в ее работе случился сбой, то пилоты не могли адекватно оценивать скоростные характеристики своего самолета.

«В такой ситуации после отрыва самолета от полосы показания скорости начнут расти быстрее, чем положено, — фактическая скорость будет меньше приборной. В этом случае летчик начнет задирать нос самолета, переводя его в набор высоты», — рассказал Заболотский.

Получая неправильные данные о скорости, летчик мог начать перевод самолета в набор высоты, что привело бы к выходу на закритический угол атаки (самолет «встал на дыбы») и сваливанию.​

Мнение Заболотского разделил Попов, уточнив, что такой отказ мог стать одной из предпосылок катастрофы. «Возможно, он и прав. Один отказ, как правило, не приводит к катастрофе или аварии. Но когда их наслаивается несколько, тогда это приводит к обвалу информации на экипаж при дефиците времени. И справиться с ситуацией человеку становится невозможно».

С такой версией согласен и экс-конструктор ОКБ «Сухой» Вадим Лукашевич. «Если летчики не знали истинной скорости, то и их действия ей не соответствовали», — сказал он РБК.

В ожидании выводов

В четверг, 29 декабря, состоится брифинг министра транспорта России Максима Соколова, на котором, возможно, будут озвучены предварительные результаты расшифровки речевых и параметрических самописцев разбившегося самолета.

Окончательное заключение по катастрофе можно ждать не менее полугода, а предварительные выводы могут появиться уже в течение недели, сказал РБК главный редактор издания «Авиа.ру» Роман Гусаров.

По его словам, выводы расследования катастрофы во многом будут зависеть от показаний параметрического самописца, который фиксирует техническую информацию: положение закрылок, скорость, обороты двигателя и так далее.

«Если не убрали закрылки, то из-за огромного сопротивления самолет задирает нос и падает. А если все выполнялось штатно и с закрылками, но самолет внезапно потерял управляемость, то версии будут изучаться дальше», — говорит Гусаров. Сопоставив эти данные, можно реконструировать пространственное положение судна и выяснить причины крушения. Сам Гусаров считает равноценно правдоподобными версии технической неисправности и ошибки пилотирования.

«Если в комиссии увидят, что закрылки были убраны не в нужное время и ушли синхронно, то все понятно — ошибка [пилота]. А если все выполнялось штатно, но самолет потерял управляемость, значит, будут детально и посекундно изучать все этапы полета».

Обнаруженные во время поисковой операции фрагменты Ту-154
Фотогалерея 
В среду, 28 декабря, в Минобороны сообщили, что на месте крушения продолжается поисковая операция. Она ведется круглосуточно

Самолет Минобороны Ту-154, летевший в Сирию, пропал с радаров утром в воскресенье, 25 декабря, через несколько минут после вылета из Сочи. На борту находились 92 человека, включая военнослужащих, журналистов, ансамбль песни и пляски имени Александрова и главу фонда «Справедливая помощь» Елизавету Глинку. Борт рухнул в акватории Черного моря вблизи сочинского побережья. Все члены экипажа и пассажиры погибли. В среду водолазы подняли со дна второй бортовой самописец, продолжается поиск фрагментов самолета и тел погибших.

В среду же министр обороны Сергей Шойгу заявил о начале выплат материальной помощи семьям погибших при крушении Ту-154 над Черным морем. Глава оборонного ведомства на заседании общественного совета при Минобороны назвал размер выплат каждой семье — 5,8 млн руб. Шойгу отметил, что оборонное ведомство работает с семьями погибших при крушении самолета: «Речь идет о судьбе детей, женах, о жилищных условиях».

Также министр обороны заявил, что после Нового года откроется конкурс для нового набора в состав ансамбля имени Александрова, участники которого погибли в катастрофе.

История катастроф

Из-за действий экипажа

17 ноября 2013 года пассажирский самолет Boeing 737 авиакомпании «Татарстан», летевший из Москвы, разбился при посадке в аэропорту Казани. Причинами катастрофы Межгосударственный авиационный комитет (МАК) назвал проблемы с системой управления безопасностью полетов в авиакомпании и недостатки в работе экипажа.

11 сентября 2012 года самолет Ан-28 по рейсу Петропавловск-Камчатский — Палана потерпел крушение в районе поселка Палана. Причиной катастрофы в МАКе признали нарушение экипажем схемы захода на посадку, в крови обоих пилотов был обнаружен алкоголь.

2 апреля 2012 года самолет ATR-72 авиакомпании «ЮТэйр», летевший из Тюмени в Сургут, упал при взлете из аэропорта. Причиной катастрофы в МАКе назвали отказ командира воздушного судна от противообледенительной обработки. Это привело к сваливанию самолета на взлете, из-за чего экипаж не смог своевременно распознать проблему.

7 сентября 2011 года под Ярославлем упал самолет Як-42 с хоккейной командой «Локомотив» на борту. Из отчета МАКа следует, что причиной катастрофы стали ошибки экипажа, непроизвольно нажимавшего на тормозные педали во время разбега.

20 июня 2011 года самолет Ту-134 авиакомпании «РусЭйр», летевший из Москвы в Петрозаводск, в сложных метеоусловиях совершил жесткую посадку на автотрассу неподалеку от аэропорта Петрозаводска. При посадке произошел пожар. Причинами катастрофы в МАКе назвали то, что экипаж не принял решение уйти на второй круг, снижение на небезопасную высоту при отсутствии визуального контакта с наземными ориентирами, а также легкое алкогольное опьянение штурмана.

Из-за технической неисправности

3 января 1994 года самолет Ту-154М, выполнявший рейс из Иркутска в Москву, потерял управление и разбился под Иркутском, после того как у него загорелся двигатель. Следственная комиссия установила, что двигатель у разбившегося самолета отказывал не в первый раз, а перед полетом на его работу поступали жалобы.

22 июля 2002 года самолет Ил-86, выполнявший рейс Санкт-Петербург — Москва — Сочи — Москва — Санкт-Петербург, разбился в Подмосковье через несколько секунд после взлета. В качестве основной версии в расследовании МАК рассматривал самопроизвольный переход горизонтальных хвостовых стабилизаторов в крайнее положение. В итоге в МАКе признали ошибки пилотов.

19 ноября 2001 года самолет Ил-18В, выполнявший рейс из Хатанги​ в Москву, разбился в Тверской области. Наиболее вероятной причиной власти называли самопроизвольное отклонение триммера руля высоты на пикирование, вызванное сочетанием технических факторов.

18 марта 1997 года самолет Ан-24, летевший из Ставрополя в Трабзон (Турция), разбился в районе Черкесска. Причиной случившегося назвали разрушение в полете хвостовой части фюзеляжа из-за накопленных коррозионно-усталостных повреждений.

6 декабря 1995 года самолет Ту-154Б, лет​евший из Хабаровска в Южно-Сахалинск, врезался в гору в 274 км от Хабаровска. Причиной катастрофы назвали как действия экипажа, так и техническую неисправность. Среди технических факторов было названо уменьшение эффективности сигнализации, из-за чего экипаж не смог среагировать на опасную ситуацию.

При участии Филиппа Алексенко

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Авиация"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.



 

Лента новостей
Курс евро на 12 декабря
EUR ЦБ: 108,56 (+2,36)
Инвестиции, 11 дек, 17:50
Курс доллара на 12 декабря
USD ЦБ: 103,27 (+3,24)
Инвестиции, 11 дек, 17:50
Как замедление экономики КНР влияет на торговлю с РоссиейPro, 08:19
Суд в Румынии отклонил жалобу на аннулирование итогов выборов президентаПолитика, 08:13
Власти сформировали меры поддержки угольной отраслиБизнес, 08:10
На фоне дисбаланса экспорта и импорта выросла цена фрахта контейнеровБизнес, 08:00
Появилось видео с места падения дрона на казармы спецполка полиции ЧечниПолитика, 07:57
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практикPro, 07:56
Минобороны сообщило о перехвате дронов над Чечней и Северной ОсетиейПолитика, 07:51
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Как обезопасить аккаунт на криптобиржеКрипто, 07:50
Президенту Бразилии сделают еще одну операцию после трепанации черепаПолитика, 07:47
ИГ взяла ответственность за взрыв в Кабуле, при котором погиб министрПолитика, 07:43
Таланты в условиях «голода»: как сохранить ценных сотрудниковРБК и Битрикс24, 07:42
Бумаги «квазииностранцев» на Мосбирже переведут в третий эшелонФинансы, 07:30
Не все козыри: в чем преимущества нового Tank 700Стиль, 07:30
Как развивается рынок цифровых финансовых активов в РоссииОтрасли, 07:22