Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Менеджер Rammstein объяснил удар по лицу охранника пристани в Петербурге Общество, 17:01 Двух новых фигурантов «дела 27 июля» арестовали на два месяца Общество, 16:58 Символы нашего времени: тренды современного искусства РБК и Audi, 16:57 Лионель Месси шестой раз в карьере получил «Золотую бутсу» Спорт, 16:49 Вместо Садового кольца: куда уходят ретейл-арендаторы из центра Москвы Недвижимость, 16:49 Конкуренты предложили лишить «Березку» монополии на малые госзакупки Экономика, 16:48 Суд вернул прокатчику автомобилей иск к ФБК на 1 млрд руб. Общество, 16:48 Рэп-ретейлеры: как «звучит» бренд и как музыка влияет на покупателей Pro, 16:41 Фактор Гонконга: как массовые протесты повлияли на биржевые индексы Quote, 16:39 Изъятые у коррупционеров элитные квартиры предложили выставлять на торги Бизнес, 16:34 Супруг актрисы Белохвостиковой опроверг ее госпитализацию в реанимацию Общество, 16:30 Генпрокуратура выявила новый способ мошенничества с банкоматами Финансы, 16:22 В Чебоксарах из-за ДТП с троллейбусом пострадали семь детей Общество, 16:21 СМИ сообщили о готовящемся обмене шпионами между Литвой и Россией Политика, 16:14
Нашествие мигрантов в Европу ,  
0 
Эксперты «Валдая» оценили влияние миграционного кризиса в ЕС на Россию
По мнению экспертов дискуссионного клуба «Валдай», наплыв беженцев в ЕС пошел на спад, оставив глубокий раскол в европейском единстве. Москва должна извлечь из этого уроки, в частности усилив погранконтроль
Беженцы и мигранты рядом с греческим островом Лесбос. Ноябрь 2015 года (Фото: Reuters/Pixstream)

Миграционный кризис, захлестнувший Европу в 2015 году, прошел свою пиковую точку и идет на спад. Вместе с тем несогласованные действия государств ЕС по противодействию притока нелегалов поставили Шенгенскую зону в неустойчивое промежуточное положение — между абсолютной свободой перемещения внутри Союза и полным восстановлением внутренних границ. Российским же властям в этих условиях стоит задуматься о повышении эффективности своей миграционной политики, вплоть до отмены безвизовых режимов с рядом стран.

Такие выводы содержатся в докладе, подготовленном экспертами Валдайского клуба и представленном в среду. Документ, озаглавленный «Шенген скорее жив, чем мертв?», был написан в соавторстве экспертом по европейской интеграции, заведующей отделом Института Европы РАН Ольгой Потемкиной и чиновником ФМС, замначальника Управления по вопросам гражданства Юлией Пауковой.

Стабильно тяжелое состояние

Одной из наиболее ярких и важных характерных черт текущей ситуации с наплывом нелегальных мигрантов является, по мнению авторов доклада, кризис солидарности между странами Евросоюза. Недоверие к наднациональным структурам и несогласованность действий стали одной из причин сложившейся ситуации, а углубление этого кризиса солидарности — одним из следствий.

Эксперты заявляют, что в ЕС сформировались две основные группы, два «полюса» по отношению к проблеме наплыва беженцев. «Европессимистов» представляют некоторые бывшие страны социалистического блока и Австрия, которые призывают к решению миграционных вопросов на уровне национальных властей. «Еврооптимисты» же, призывающие к поиску общесоюзного подхода, представлены Германией и отчасти Францией.

Фотогалерея 
Сирийский исход: лица людей, сбежавших от войны

К осени 2016 года хозяевами положения чувствуют себя консервативные правительства Восточной Европы, отметила на презентации доклада Потемкина из РАН. В первую очередь это страны «Вишеградской группы» — Венгрия, Польша, Чехия и Словакия. Во-первых, это объясняется тем, что Словакия сейчас председательствует в ЕС и добилась проведения у себя ключевого саммита Евросовета, посвященного проблемам миграции, выхода Великобритании из ЕС и другим насущным вопросам. Во-вторых, на этом саммите многие лидеры Союза согласились с предложенным «Вишеградской группой» принципом «гибкой солидарности».

Речь идет о том, чтобы заменить систему квот при распределении беженцев (которая, по словам экспертов «Валдая», уже признана в ЕС провалившейся) механизмом, где решение принимается на уровне властей отдельных стран, а не в Еврокомиссии. Планируется, что каждая страна обязана будет проанализировать свой опыт и социально-экономический потенциал, чтобы самой определить тот посильный вклад, который она сможет внести в решение общеевропейской миграционной проблемы.

По сути, утверждает Потемкина, это противоречит изначально заложенному при создании ЕС принципу солидарности и открытости. Создание же на базе миграционной службы Frontex более мощного Европейского пограничного агентства (EBCG) выйти из тупика не поможет: получив больше прав и полномочий, оно не получит собственной материальной базы для достаточной независимости от национальных властей.

​Безнаказанность стран-членов за неисполнение решений Брюсселя, половинчатость реформы пограничной охраны и перспектива принятия принципа «гибкой солидарности» стабилизируют положение, правда, в промежуточном состоянии. Альтернативой может быть либо возвращение свободы перемещения внутри Шенгенской зоны при резком усилении охраны внешних границ либо полный откат к до-Шенгенскому состоянию 1980-х годов, отмечают эксперты «Валдая».

Фотогалерея 
Путь мигранта: как беженцы проникают в Европу

Уроки толерантности

Интересы России как соседа и партнера Евросоюза так или иначе затрагиваются масштабным миграционным кризисом у ее западных рубежей. Ранее, в мае, в рамках Валдайского клуба был обнародован доклад о российско-европейских отношениях, где прямо указывалось, что Москве нужен стабильный и предсказуемый партнер в лице единой Европы.

Торговля с ЕС последние три года падает и не сможет не пострадать дополнительно в случае восстановления внутри Шенгена пограничного контроля, хотя бы потому что экономика Евросоюза в этих условиях будет недосчитываться от €5 млрд до €18 млрд ежегодно, отмечают эксперты «Валдая». В частности, только стоимость грузоперевозок по ЕС вырастет, по разным оценкам, на сумму от €1,7 млрд до €7,5 млрд.

Сам по себе текущий миграционный кризис в ЕС может стать для России своего рода антипримером, глядя на который необходимо будет провести некоторую корректировку пограничной и миграционной политики, призывают авторы доклада. Во-первых, это анализ защищенности границ и их укрепление в наиболее уязвимых местах. Затем это использование опыта приема беженцев из Донбасса для создания необходимой инфраструктуры, если миграционные потоки направятся из Европы в Россию.

Наконец, поскольку мониторинг миграционных потоков проще проводить с использованием виз, «Валдай» предлагает рассмотреть возможность отмены безвизовых режимов с некоторыми странами. Указанный в докладе «анализ целесообразности денонсации имеющихся соглашений о безвизовых поездках граждан» относится в первую очередь к соседям России из стран СНГ, считает директор Центра миграционной политики Ольга Чудиновских. В разговоре с РБК Чудиновских отметила, что подобные меры не только чреваты социальным кризисом, но и создают преграды сложившимся потокам рабочей силы. Сами авторы доклада отмечают, что внутри Шенгенской зоны восстановление пограничного контроля негативно скажется на жизнях 1,7 млн европейцев, живущих в одной стране ЕС, а работающих в другой.

Эксперты «Валдая» прогнозируют даже наплыв переселенцев из стран ЕС в Россию, поскольку миграционный кризис приводит к ухудшению там социально-политической обстановки. Речь идет как о европейских гражданах и бывших российских эмигрантах на Западе, так и о беженцах из стран Ближнего Востока. И те и другие, подчеркивает Паукова из ФМС, должны пройти проверку на причастность к террористической деятельности. В случае же с нелегальным проникновением ближневосточных беженцев через Европу в Россию в Конвенции о статусе беженцев есть юридическая возможность попросту их выдворять. Формально власти обязаны принимать нелегалов, прибывших из стран, где их жизни и свободе угрожает опасность, но Европа к этой категории, очевидно, не относится.

Вместе с тем конфликты на Ближнем Востоке и Украине и небывалая за несколько десятилетий волна беженцев из зон боевых действий должны сподвигнуть Москву не только к укреплению границ, но и к реформированию законодательства, считают эксперты «Валдая». Учитывая опыт Южной Европы, где наплыв нелегалов парализовал работу миграционных служб, в России предлагается ввести понятие «временной защиты». Этот вид убежища будет в экстренном порядке выдаваться целым группам беженцев на небольшой срок до полугода, с тем чтобы за этот период успевать решить судьбу мигрантов в индивидуальном порядке.

Законодательное оформление механизма «временной защиты» стартовало по инициативе ФМС еще в 2014 году и было связано с волной беженцев из Донбасса. Судя по ф​едеральному порталу проектов нормативных правовых актов на сайте Минэкономразвития России, предложенный ФМС пакет законопроектов (включая внесение изменений в Налоговый кодекс) находится на этапе обсуждения и пока еще не принят.

«Валдай» основан в 2004 году как дискуссионная площадка для российских и мировых экспертов, политологов и дипломатов. Соучредителями выступили две экспертные организации (Российский совет по международным делам и Совет по внешней и оборонной политике) и два учебных заведения (МГИМО и НИУ ВШЭ). Клуб проводит ежегодные конференции, к участию в которых привлекает бывших и нынешних глав государств, включая российского лидера Владимира Путина.