WSJ узнала о критике Ryanair стенограммы переговоров с Минском
Стенограмма переговоров диспетчеров с экипажем самолета Ryanair, которую опубликовала Белоруссия, содержит «ложные и неточные заявления». Об этом говорится в письме, направленном начальнику департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций республики от главы авиакомпании Ryanair Майкла О’Лири, пишет The Wall Street Journal.
В письме сказано, что диспетчеры отказались связаться с Ryanair по просьбе командира экипажа после того, как его предупредили об угрозе минирования. Ранее в Минтрансе Белоруссии заявили, что после получения сообщения о бомбе на борту несколько раз пытались связаться с литовским представительством Ryanair по телефону, который им сообщил экипаж, однако дозвониться до авиакомпании не удалось.
Помимо этого, О’Лири пожаловался на то, что после экстренной посадки экипаж и пассажиров задержали «более чем на шесть часов без объяснения причин», пишет WSJ. При этом аэропорт не предоставил экипажу переводчика с английского языка, в результате чего он не смог связаться с обслуживающим персоналом, пока сама Ryanair не нашла переводчика на русский язык, который помог по телефону.
Сотрудники аэропорта также сначала отказались заправлять самолет, а затем не хотели принимать оплату за топливо кредитной картой, сказано в письме. Позже персонал также не дал пассажирам вовремя попасть в самолет, когда он был готов к взлету, добавил О’Лири, пишет WSJ.
РБК направил запрос в пресс-службу Ryanair.
Самолет Ryanair, направлявшийся из Афин в Вильнюс, экстренно приземлился в Минске 23 мая после сообщения о бомбе на борту (впоследствии выяснилось, что взрывных устройств в самолете не было). Белорусские силовики сняли с самолета бывшего главреда оппозиционного Telegram-канала NEXTA Романа Протасевича и его девушку, россиянку Софью Сапегу. Обоих арестовали на два месяца, сообщил РБК адвокат Александр Филанович.
Через два дня после случившегося Минтранс Белоруссии опубликовал стенограмму переговоров с экипажем Ryanair, из которой следует, что белорусский диспетчер сообщил пилоту, что у него на борту может находиться бомба, и рекомендовал посадить самолет в Минске. После этого экипаж уточнил, от кого именно поступила такая рекомендация, на что диспетчер ответил: «Это наша рекомендация».
Как утверждал Минтранс Белоруссии, сообщение о минировании лайнера пришло от палестинской исламистской группировки ХАМАС. В письме было выдвинуто требование, чтобы «Израиль прекратил огонь в секторе Газа», а «Евросоюз отказался от поддержки Израиля в этой войне». В обратном случае авторы сообщения грозились взорвать над Вильнюсом бомбу, якобы заложенную в самолете. Однако в ХАМАС опровергли свою причастность к «минированию» самолета Ryanair. В группировке заявили, что сообщение о минировании отправили те, кто «стремится демонизировать ХАМАС» и «подорвать симпатии к палестинскому народу и его сопротивлению».
Позже Daily Beast опубликовало фотографию с электронным письмом от «солдат ХАМАС» на экране, текст которого совпадал с тем, что озвучили белорусские власти. Это письмо было отправлено уже после того, как минские диспетчеры уведомили экипаж об угрозе, сообщил оператор почтового сервиса Protonmail.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко, комментируя инцидент, заявил, что «действовал законно, по всем международным правилам». По его словам, сообщение о минировании самолета поступило из Швейцарии, его одновременно получили аэропорты Афин, Вильнюса и Минска. После того, как оно было передано, экипаж, по словам Лукашенко, «советовался с хозяевами самолета», а также аэропортом в Вильнюсе, однако принял решение сажать борт в Минске. Власти Швейцарии позже заявили, что у них не было информации о минировании самолета Ryanair.