Рамзан Кадыров покинул ряды отличников в рейтинге губернаторов
Почему у Кадырова снизилась оценка
Глава Чечни Рамзан Кадыров получил оценку четыре по пятибалльной системе в 15-м выпуске рейтинга политической выживаемости губернаторов, подготовленном Фондом «Петербургская политика» и коммуникационным холдингом «Минченко Консалтинг». Они объясняют выпадение из числа отличников чеченского руководителя постепенным погружением во внутриэлитные конфликты (выразившиеся, в частности, в публичной полемике главы Чечни с силовыми ведомствами) и негативными резонансными ситуациями. Также авторы рейтинга посчитали неблагоприятными для Кадырова трения с главами соседних республик, связанные с претензиями чеченского руководителя на лидирующие позиции на всем Кавказе.
«Убийство Бориса Немцова показало разноречивость его восприятия на федеральном уровне», — объясняет Виноградов. Это обстоятельство не могло не учитываться, и четверку трудно назвать низкой оценкой, говорит эксперт. Но положение Чечни как «витринного» региона Кавказа оказалось под сомнением, хотя принципиально позиции Кадырова не изменились. «Если считать, что задача любого губернатора — минимизация любых негативных новостей из региона, то с этим были проблемы», — говорит Виноградов.
Кто в двоечниках
Единственным главой региона, получившим низшую оценку, единицу, оказался руководитель Северной Осетии Таймураз Мамсуров. Авторы исследования объясняют это тем, что его полномочия заканчиваются в мае. В апреле Мамсуров в разговоре с РБК заявил, что не планирует оставаться во главе региона.
Двойки получили ярославский губернатор Сергей Ястребов — за низкий авторитет у местных элит и недостаточную популярность, а также руководитель Тверской области Андрей Шевелев — за невысокий рейтинг у населения, дефицит управленческого опыта и конкретных результатов. На его результат повлияло и то, что в его регионе не были назначены досрочные выборы, объясняют авторы рейтинга. Перенос выборов на более ранний срок, санкционированный Кремлем, дает преимущество действующему губернатору при переизбрании, подразумевают аналитики.
Два с плюсом — у свердловского главы Евгения Куйвашева. На его позиции повлияли внутриэлитные конфликты в области и критика со стороны ОНФ, а также тот факт, что он не смог получить разрешение на досрочные выборы.
Три с минусом — у пермского губернатора Виктора Басаргина, такая оценка объясняется острыми внутриэлитными конфликтами, повышением активности оппонентов и дефицитом достижений в области. Такая же оценка у руководителя Новосибирской области Владимира Городецкого. Помимо прочего, эксперты считают, что тот слабо контролирует политическую ситуацию и элиты.
Тройки получили пять глав регионов. Губернатор Забайкальского края Константин Ильковский оказался среди них, так как не продемонстрировал особых достижений и не нашел источников для саморазвития региона, кроме того, на его рейтинге негативно сказались катастрофические лесные пожары и конфликты вокруг отмены пригородных электричек. Глава Красноярского края Виктор Толоконский — за недостаточный политический контроль над регионом, где, по словам авторов, есть традиции конкурентной политики, на которую влияет авторитетный предприниматель Анатолий Быков, сумевший в 2013 году обеспечить победу лояльных ему «Патриотов России» на выборах в городскую думу Красноярска.
Губернатору Вологодской области Олегу Кувшинникову поставили три за обострение ситуации с пригородными поездами и высокую задолженность региона. Руководителю Орловской области Вадиму Потомскому эта оценка досталась за обострение конфликтов в регионе. Глава Томской области Сергей Жвачкин получил ту же оценку за «потенциально проблемные» муниципальные выборы в Томске, недовольство местных элит его стилем управления и коррупционные скандалы.
Отличники рейтинга
Оценку пять эксперты поставили президентам Башкирии Рустэму Хамитову и Татарстана Рустаму Минниханову, губернаторам Камчатского края Владимиру Илюхину, Еврейской автономной области Александру Левинталю, Ленинградской области Александру Дрозденко, Сахалинской области Олегу Кожемяко, а также тюменскому руководителю Владимиру Якушеву. Четверо из отличников — недавно назначенные временно исполняющие обязанности, в сентябре им предстоит пройти через выборы. Среди других факторов эксперты называют отсутствие притязаний на регион среди федеральных элитных групп (Левинталь) или отсутствие претензий на политическую автономность (Минниханов).
В целом же, факторами, влияющими на устойчивость позиций губернатора в прошедшие с выпуска предыдущего рейтинга полгода, стали ухудшение экономической конъюнктуры и укрепление влияния силовых структур, отмечают авторы.
Эксперты отмечают, что в более уязвимом положении оказываются губернаторы, не имеющие мощной федеральной лоббистской поддержки и оказавшиеся на посту губернатора в силу обстоятельств. Положение относительно слабых губернаторов, обладающих при этом ресурсом федеральной поддержки (Куйвашев, Басаргин, руководитель Карелии Александр Худилайнен, имеющий 3+), выглядит двойственным, говорят авторы: им удается оставаться в должности, но необходимых средств для укрепления позиций внутри региона у них нет, что приводит к постепенному снижению их шансов на «выживаемость» и не позволяет лоббировать досрочные выборы.
Три с плюсом у Худилайнена означает наличие у него влиятельных покровителей и политического прикрытия. На самом деле политическая ситуация в Карелии даже хуже, чем в Тверской области или Ярославской. Куйвашева опустили до двух с плюсом всего лишь за то, что он не идет на досрочку. Но и Худилайнен не пошел на досрочные выборы, отмечает руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев. При этом он категорически не согласен с четверкой Кадырову. «В логике удержания ситуации в республике под полным личным контролем он все делает правильно. Атака на Кадырова — это закамуфлированная атака на Путина. И думаю, Путин это прекрасно понимает», — говорит он.
Гендиректор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов считает, что пятибалльная шкала узка для маневра. В итоге, по его словам, у большинства четверки и тройки. «Расстрельные списки губернаторов постоянны, а ориентация идет явно на ситуативные факторы: отношение в Москве, публичный имидж и общее состояние региона по открытым источникам», — отмечает эксперт. Миронов полагает, что все необходимые перестановки уже произведены, выживаемость губернаторов с данного момента зависит почти всецело от их готовности провести федеральную кампанию 2016 года так, как это нужно федеральному центру.
Что негативно повлияло на репутацию главы Чечни
Убийство Немцова
В последние месяцы Кадыров стал фигурантом сразу нескольких резонансных историй. Сначала с его именем стали связывать буксующее следствие по делу об убийстве оппозиционного лидера Бориса Немцова 27 февраля — бывший замкомандира батальона МВД Чечни «Север» Руслан Геремеев, имя которого часто мелькает в показаниях главных подозреваемых в убийстве, так и не был допрошен.
«Могу констатировать, что в Чечне следствие, несмотря на самый высокий уровень, столкнулось с явными препятствиями. Если лидер одного региона считает себя равнее других, это рано или поздно должно было вылиться в конфликт с силовиками», — говорил тогда адвокат признанных потерпевшими родственников Немцова Вадим Прохоров.
Через полторы недели после убийства Немцова Кадыров был награжден орденом Почета, а директор ФСИН Геннадий Корниенко презентовал ему именное оружие, но конфликт с силовиками все же произошел.
Огонь на поражение
Глава Чечни вскоре жестко противопоставил себя федеральным силовикам, в конце апреля дав добро открыть огонь по полицейским из других регионов, которые проводят спецоперации на территории республики, не уведомив ее руководство. Управление СК по Чечне возбудило дело против сотрудников управления МВД по Ставропольскому краю по факту превышения должностных полномочий, но глава Следственного комитета Александр Бастрыкин личным решением отменил возбуждение этого дела. МВД объявило заявления Кадырова неприемлемыми, а СК отправил в Грозный проверку. «Я на эмоциях сделал заявление», — в итоге объявил Кадыров.
«Свадьба тысячелетия»
Кадыров заставил говорить о себе, публично поддержав женитьбу начальника районного отдела полиции в Грозном на 17-летней девушке. Осмелившихся критиковать «свадьбу тысячелетия» чеченских пользователей соцсетей Кадыров собрал у себя, назвав их поведение позорным, — сюжет об этом был показан по республиканскому телевидению.