Совет Европы призвал ввести международные правила блокировки в интернете
Странам — членам Совета Европы требуется выработать общие правила по целому ряду вопросов, связанных с соблюдением прав человека, например блокировки или фильтрации интернет-контента, порядка «массовой слежки» или соблюдения прав журналистов, приходит к выводу генсек СЕ Торбьерн Ягланд в ежегодном докладе «Состояние демократии, прав человека и верховенства права: императив для европейской безопасности». Документ был опубликован в среду.
Вопросы к «одной стране»
В большинстве стран Совета Европы право граждан на свободу собраний соблюдается, хотя и не везде оно воспринимается как «неотъемлемая составная часть плюралистической демократии», даже в странах с долгой историей демократического правления. Основную проблему Ягланд видит в том, что уведомительный порядок массовых собраний зачастую на деле подменяется разрешительным, что позволяет властям произвольно отказывать в проведении акций, которые считаются «пропагандирующими гомосексуальность».
Нет претензий у Ягланда и к реализации свободы объединений в большинстве стран континента, хотя в последнее время ряд государств и стали применять «более ограничительный подход» при контроле за деятельностью общественных организаций.
«Законодательство одной страны дает основания для огульного лишения НКО регистрации, их роспуска или признания «нежелательными» на основаниях, которые неприемлемы. НКО встречают препятствия в своей деятельности, на них накладываются обязательства по финансовой отчетности и ограничения на иностранное финансирование», — указывается в докладе. Также «в одной стране» «слишком широкое юридическое определение понятия «политическая активность» ограничивает участие НКО в политическом процессе», отмечает Ягланд. В части, посвященной свободе слова, указывается, что «новые ограничения на зарубежные инвестиции в медиа были введены в одной стране-члене».
Закон о «нежелательных организациях» был подписан президентом Владимиром Путиным в мае 2015 года, а закон об иностранных агентах действует уже с 2012 года. В первом чтении уже поддержан внесенный в Госдуму в феврале этого года законопроект, уточняющий понятие «политическая деятельность», который тем не менее был раскритикован правозащитниками. С 1 января 2016 года в России вступил в силу закон, запрещающий иностранным гражданам и юрлицам владеть более чем 20-процентной долей в национальных СМИ.
Депутат Госдумы Роберт Шлегель заметил РБК, что не считает, что под «одной страной» непременно следует понимать Россию. «Если это Россия, почему бы так и не сказать», — говорит законодатель.
В том, что касается свободы собраний, специальных мер реагирования со стороны Совета Европы не требуется — Ягланд предлагает ограничиться двусторонней работой со странами-членами, например по вопросу об использовании силы для разгона массовых собраний только в самых исключительных случаях.
Однако в связи с ограничениями в сфере деятельности НКО он предлагает до конца 2016 года разработать общие рекомендации комитета министров Совета Европы по регулированию иностранного финансирования общественных организаций.
Общие правила для слежки и блокировки
Другие рекомендации касаются создания общих стандартов вмешательства государства в свободу интернета. «Самую большую озабоченность в связи с реализацией свободы слова в интернете вызывает блокирование, фильтрация и удаление интернет-контента, не имеющая под собой законных оснований или использующаяся произвольно», — отмечается в докладе. Большинство стран — членов Совета Европы вообще не имеют законодательства, которое регулировало бы эти вопросы. К концу 2016 года комитету министров Совета Европы должен быть представлен черновой вариант общеевропейских стандартов регулирования Сети, считает Ягланд.
Подобные стандарты должны быть выработаны к тому же сроку и в отношении практики «массовых слежек», которая применяется спецслужбами стран — членов Совета Европы. До конца года эксперты организации должны кодифицировать международные стандарты и практики такой слежки, уделив особое внимание защите личной информации и свободы самовыражения.
Как заявил РБК депутат Госдумы Роберт Шлегель, рекомендации доклада Ягланда обязательны к исполнению, это значит, что подготовленные с его подачи инициативы будут рассматриваться комитетом министров. Россия на данный момент продолжает работу в формате комитета (в отличие от Парламентской ассамблеи Совета Европы), и если обсуждение общих стандартов по НКО и надзору за интернет-пространством будет вестись через него, то Москва примет участие в этой работе.