А. Иксанов: Большой театр активизирует изучение русского музыкального наследия
Большой театр в апреле покажет оперу Глинки "Руслан и Людмила" в аутентичной версии. Специально для этой постановки театр инициировал исследование музыкального наследия Глинки. На заказу Большого группа ученых-музыковедов, научных консультантов Большого театра - Евгений Левашев, Юрий Потеенко и Надежда Тетерина - провели работу в Москве, Петербурге и Берлине. Результаты работы превзошли самые смелые ожидания: только в Берлине было найдено 2610 страниц авторизованных композитором рукописей, в том числе два новых оркестровых произведения.
Как рассказал генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов, предпринятыми исследованиями театр открывает "новую страницу отношений с отечественным музыкальным наследием". Одной из своих задач руководство Большого считает не только сохранение наследия, но и научную работу, в том числе поиск первоисточников.
В результате исследований, проведенных в Берлине, была обнаружена партитура "Жизни за царя", первый оригинальный рукописный вариант "Камаринской", который был ошибочно вплетен в партитуру "Руслана и Людмилы" и до сих пор считался потерянным, и позднейший вариант "Вальса-фантазии". Найдена также партитура оперы "Руслан и Людмила" - носящая характер автографа авторизованная рукопись секретаря композитора. Полного автографа не существовало, так как Глинка торопился, когда писал оперу, и поэтому диктовал ее переписчикам. Глинка лично вывез этот экземпляр партитуры из России, и многие годы считалось, что рукопись была утеряна во время Второй мировой войны. В дальнейшем Большой театр собирается издать аутентичный вариант партитуры с опорой именно на берлинский вариант как наиболее полный. Берлинская рукопись в значительной степени изменяет сложившиеся взгляды на творческое наследие Глинки. Так, рондо Фарлафа "Близок уж час торжества моего . . ." в современных изданиях укорочено на несколько десятков тактов, отчего радикально изменяется представление о музыкальной форме. Благодаря проведенным источниковедческим исследованиям в целом появляются различные возможности толкования темповых решений в произведениях Глинки, а партитура большого симфонического сочинения "В память дружбы", считавшаяся оркестровкой чужого опуса, оказалась полностью работой Глинки.
Новый музыкальный материал был обнаружен и в Московской государственной консерватории. Найдены два комплекта партитуры оперы "Руслан и Людмила" и один комплект партитуры оперы "Жизнь за Царя". Также был найден эскиз с записью фрагмента скрипичной партии, по всем признакам принадлежащий руке Глинки. Эскиз более 150 лет лежал в рукописной партитуре оперы "Жизнь за Царя" в качестве закладки и сохранился в отличном состоянии. Благодаря исследованиям в Санкт-Петербурге рукописная партитура "Руслана и Людмилы" 1842 года, хранящаяся в библиотеке на улице Росси, была определена как рукопись, авторизованная Глинкой. В самом Большом театре также нашлась прижизненная рукопись "Руслана".
За четыре месяца – с ноября 2002 года по март 2003 года – значительно расширилось представление о творческом наследии Глинки. Примененный музыковедами комплексный научный метод позволил вместо двух ранее известных комплектов оперы "Руслан и Людмила" ввести в научный обиход 9 рукописных комплектов этого сочинения, сделанных при жизни композитора:
- комплект автографов в Публичной библиотеке в Петербурге,
- комплект автографов в Пушкинском доме в Петербурге,
- партитура, по которой исполнялась премьера оперы, хранящаяся в библиотеке на ул. Росси в г. Санкт-Петербурге (с личными пометками Глинки),
- берлинская находка – авторизованная рукопись секретаря,
- прижизненная копия, хранящаяся в Большом театре,
- два комплекта партитур, обнаруженных в Московской консерватории.
- два комплекта оркестровых партий, по которым исполнялась премьера.
Большой театр намерен продолжить источниковедческие работы, и как считают музыковеды, избранная система поисков позволяет надеяться на дальнейшие открытия в России и за рубежом.