Норвегия мстит за "Электрон" другим судам из России
По его словам, вероятнее всего, будет открыт счет в банке, который, возможно, уже существует, на который будет положен депозит. И как только туда будут внесены деньги, норвежские власти больше не будут иметь претензий к российским судам, считает К.Макеев. "Пока не заплатят штраф, не смогут работать дальше", - сказал он.
При этом представитель ФАР подчеркнул, что размер штрафа и жесткость санкций со стороны норвежского правительства несоизмеримы с нарушением, допущенным российскими судами. Так, по его словам сумма штрафа для промыслового судна "Капитан Горбачев" составляет порядка 140 тыс. долл., а для судна-рефрижератора "Дмитрий Покрамович" - порядка 190 тыс. долл.
К.Макеев также считает, что "вдруг родившаяся принципиальность" норвежских властей имеет, скорее, политический оттенок и выглядит так, "как будто они отыгрываются за "Электрон".
Как ранее заявлял первый заместитель генерального директора Союза рыбопромышленников Севера Валерий Тихончук, норвежцы предвзято относятся к российским судам.
"Факт, что с одного судна на другой перегружалась рыба, но норвежцы считают, что это происходило в их территориальном море, и они должны были быть в курсе", - подчеркнул он.
В.Тихончук согласен с мнением ряда экспертов и представителей российских ведомств, что вопрос задержания российских судов в норвежских водах давно потерял технический характер и имеет политический оттенок. "Указ норвежского короля по расширению территориального моря до 12 морских миль они распространяли на Шпицберген. Никакого протеста от нашего правительства не было. Норвежская береговая охрана сегодня выполняет этот закон. Но эту рыбоохранную зону мы не признаем. Этот вопрос по зоне надо урегулировать. Есть еще разногласия по размерам сетей, размерному ряду, ячейкам, по перегрузкам", - сообщил В.Тихончук. Он подчеркнул: "За одни и те же провинности норвежская рыбоохрана наши корабли задерживает, а свои, норвежские корабли, не задерживает, выписывает им акты и все. Норвежцы предвзято относятся к нашим судам. Инцидент с "Электроном" поднял эту проблему. И ее надо решать".
Стоит отметить, что подобные задержания норвежцами производились и раньше - примерно с конца 1990-х гг. За последние годы произошло 13 таких случаев. Напомним один из последних.
15 октября во время промысла в районе архипелага Шпицберген норвежской береговой охраной был задержан траулер "Электрон" за нарушение правил рыболовства. На борт судна поднялись два инспектора норвежской береговой охраны. Капитану было предложено вести судно в порт Тромсё для дальнейшего разбирательства. Однако капитан отказался выполнить это требование и взял курс в сторону российских территориальных вод, после чего корабли норвежской береговой охраны начали преследование.
Суда и самолеты норвежского ВМФ не раз пытались остановить "Электрон", перерезая ему курс, давая залпы и сбрасывая на него сеть, однако российскому траулеру удалось успешно ускользнуть от преследователей и благополучно с двумя норвежскими инспекторами войти в территориальные воды РФ.
В четверг днем в Котовском заливе Баренцева моря прошла операция по передаче норвежским властям инспекторов береговой охраны, ранее фактически захваченных в заложники. Норвежские инспекторы покинули борт "Электрона" и пересели на спасательное судно Северного флота "Тверь", который доставил норвежцев на сторожевой корабль "Тромсё".
Через некоторое время у капитана траулера "Электрон" Валерия Яранцева случился сердечный приступ. Он был госпитализирован в Мурманскую областную клиническую больницу.