Перейти к основному контенту
Война санкций⁠,
0

Эксперты зафиксировали рост рисков для инвестиций в Центральной Азии

Риски для иностранных инвесторов возрастают во всех странах Центральной Азии, фиксирует исследование Minchenko Consulting. Среди причин: санкционная война между Россией и Западом и рост исламского экстремизма
Вид на центр столицы Казахстана - Астаны
Вид на центр столицы Казахстана - Астаны (Фото: REUTERS 2015)

Наиболее благоприятной страной для иностранных инвестиций в Центральной Азии является Казахстан, за ним в порядке убывания привлекательности расположились Туркмения, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан, говорится в докладе «Оценка политических рисков для зарубежных инвесторов в странах Центральной Азии» за 2014 год, подготовленном коммуникационным холдингом Minchenko Consulting. В такой же последовательности страны стояли и в прошлогоднем рейтинге холдинга. Однако за прошедший год риски для внешних инвесторов возросли, говорится в докладе: регион оказался косвенно затронут войной санкций между Россией и Западом, началось падение цен на сырье, представляет опасность и экспансия террористической группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ).  

Авторитарная и клановая угрозы

В числе ключевых рисков в Центральной Азии, считают авторы доклада, – авторитарность режимов и непубличный характер политики. Эти режимы подвержены как высокой коррупции, так и внезапному усилению влияния на «первое лицо» внешних игроков и отдельных внутренних группировок или кланов. Происходит постоянный пересмотр «правил игры» в интересах отдельных фракций внутри правящих кругов. В меньшей степени эти риски проявляются в Казахстане, в основном они характерны для Узбекистана и Таджикистана. Нестабильность институциональной среды зачастую, по мнению экспертов, является даже большим препятствием для успешных иностранных инвестиций, чем непрозрачные авторитарные режимы.

В Казахстане по сравнению с другими странами региона установился устойчивый баланс между различными внутриэлитными группами, говорится в докладе. Стране, бессменно возглавляемой президентом Нурсултаном Назарбаевым, удалось дальше пройти по пути политической модернизации и уйти от традиционной структуры племенного (как в Туркмении) или регионального (как в Узбекистане и Таджикистане) баланса, говорится в докладе. Смена правительства под эгидой улучшения инвестклимата и возвращение на премьерский пост Карима Масимова весной 2014 года, с одной стороны, показали укрепление позиций последнего и подготовку к возможному «переходному периоду» (внеочередные выборы президента Казахстана состоятся весной), а с другой стороны, подтвердили, что у Назарбаева короткая скамья кадровых запасных. 

Достаточно устойчивой к внутриполитическим кризисам составители доклада считают и Туркмению, где вся полнота власти находится у сравнительно молодого президента Гурбангулы Бердымухамедова. Консолидации власти способствуют: наличие у государства больших доходов от углеводородов, отсутствие в стране культурной среды, благоприятной для роста исламизма, почти полное уничтожение или изгнание старых элит, отказ от наиболее одиозных проявлений крайнего авторитаризма и культа личности времен Туркменбаши, активное «продвижение» Бердымухамедовым собственного племени (текинцев из Ахала) в качестве базы поддержки политического режима.

Более нестабильной представляется ситуация в Узбекистане, где в марте пройдут президентские выборы. В стране продолжается внутриэлитный политический кризис, связанный с ожиданиями неизбежной передачи власти бессменным президентом страны 77-летним Исламом Каримовым, состояние здоровья которого вызывает у наблюдателей серьезные опасения, описывает ситуацию доклад. Год назад разгорелся публичный конфликт между дочерью президента Гульнарой Каримовой и главой органов госбезопасности Узбекистана Рустамом Иноятовым. Возникшие в Узбекистане проблемы у российской компании «Евроцемент» расцениваются некоторыми экспертами как часть продолжающейся атаки на дочь президента, указано в докладе. 

В Таджикистане контроль и управление страной сконцентрированы в руках президента Эмомали Рахмона и его ближайших родственников и доверенных лиц, режим стабилизирует угроза со стороны Узбекистана и боязнь населения и элит повторения гражданской войны первой половины 1990-х, говорится в докладе. Киргизию, единственную парламентскую республику в регионе, в докладе описывают как страну, находящуюся на грани «несостоявшегося государства», государственность которой расшаталась в результате двух революций в 2005 и 2010 годах. 

Внешние угрозы: экстремисты, Россия и Китай

Санкции, введенные Западом в отношении России, косвенно ударили и по странам Центральной Азии сразу, признается в докладе. По оценкам МВФ, потери стран региона в результате побочных эффектов санкций составят 1–1,5% роста ВВП, снизив последний с 7 до 5,5%. Еще одним негативным фактором для стран региона представляется возвращение трудовых мигрантов из России, что может снизить политическую стабильность, так как на родине эти люди работы не найдут и могут стать рекрутами для ИГИЛ и других экстремистских структур. Наиболее сильно подвержен эху постсанкционного экономического спада в России Таджикистан, где до 50% ВВП страны приходится на ремиссии трудовых мигрантов из России (первое место в мире по доле ремиссии в ВВП). 

Наиболее приспособленным к внешним рискам авторы называют Казахстан, а главным козырем Астаны – проведение эффективной многовекторной внешней политики. Власти находят точки пересечения между интересами великих держав – России, ЕС, США, Китая, а не используют в своих интересах их конфликты, пишут эксперты. 

В Узбекистане авторы доклада фиксируют большой потенциал усиления внутренних рисков внешними – соседством с Афганистаном. Такая же угроза стоит перед Таджикистаном. Киргизия за прошедший год частично смягчила свои внешние риски, приблизившись к вступлению в Евразийский экономический союз.

До украинского кризиса экономика Казахстана была на третьем месте после российской и украинской и абсолютным лидером в Центральной Азии, с началом украинского кризиса страна осталась на сильных позициях, согласен с выводами российских экспертов директор казахстанской Группы оценки рисков Досым Сатпаев. Правительство страны, рассказывает он, еще в прошлом году приняло серьезные изменения в инвестиционном законодательстве, планирует создать специальный инвестиционный суд и назначить омбудсмена по инвестициям. В Казахстане сохраняются проблемы с гарантиями сохранения иностранными бизнесменами прав на собственность, однако у крупных компаний есть возможности защищаться, в других странах региона у них таких прав практически нет, к тому же Казахстан все последние два десятилетия целенаправленно проводил политику по привлечению иностранных инвестиций сначала в добывающие отрасли, а теперь и в инновационные, говорит Сатпаев. Туркменистан, по его словам, никому понравиться не хочет, в Узбекистане экономика командно-административная, а экономики Киргизии и Таджикистана традиционно менее привлекательны. 

Инвестиционный климат будет ухудшаться в силу внешних факторов, прогнозирует Евгений Минченко, президент коммуникационного холдинга. На первое место он ставит угрозу исламского экстремизма, а влияние конфликта России с Западом – на второе, создаваемые механизмы евразийской интеграции могут помочь в минимизации ущерба, указывает Минченко. 

Угроза ИГИЛ и других экстремистских группировок преувеличена, не согласен эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. С афганской стороны на границах с Таджикистаном, Узбекистаном и Киргизией находятся до 20 тыс. боевиков, но между ними нет координа​ции, они вооружены стрелковым оружием, поэтому сложно представить, как они будут противостоять регулярным армиям, указывает Куртов. К тому же, напоминает эксперт, долгое время угроза исходила от базировавшегося в Афганистане движения «Талибан», однако эта угроза явным образом не повлияла на уровень иностранных инвестиций. Основными рисками он считает падение цен на нефть, не связанное с отношениями России и Запада, снижение темпов роста в ​Китае.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 02:03
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 02:03
В Пентагоне заявили о планах по обновлению ядерной триады США Политика, 02:12
Во втором за ночь аэропорту ограничили полеты Политика, 01:59
Туск заявил об «общих врагах» США и Европы Политика, 01:40
Землетрясение магнитудой 7,0 зафиксировали на Аляске Общество, 01:14
Доходность выше ставки: почему фонды денежного рынка так популярны #всенабиржу!, 01:00
В «Укрэнерго» назвали сроки восстановления энергоснабжения Политика, 00:41
Актер из «Сталинграда» и «Петербургских тайн» умер в возрасте 67 лет Общество, 00:37
Как располагать к себе людей
Интенсив о харизме
Узнать больше
Bloomberg рассказал о тревожной утечке мозгов в Apple Технологии и медиа, 00:13
Чек-лист новичка: как заработать на нефти, какао и апельсиновом соке #всенабиржу!, 00:10
Берлин подтвердил участие Мерца в переговорах по Украине в Лондоне Политика, 00:03
Хегсет заявил о неустанной работе США над окончанием конфликта на Украине Политика, 06 дек, 23:56
Почему к косметическим процедурам стоит добавить биотехнологии РБК и КИТ МЕД, 06 дек, 23:30
Под Солнечногорском в Подмосковье взорвалась «Газель» Общество, 06 дек, 23:11
Axios узнал о «сложном обсуждении» между Зеленским и советниками Трампа Политика, 06 дек, 23:05