В Белоруссии закрывают правозащитные организации
По данным издания, причиной возбуждения дела против правозащитной организации стали претензии Минюста к процедуре регистрации "Весны", которую он сам же и осуществлял в 1999 году. Правовому центру также инкриминируется нарушение правил делопроизводства. Кроме того, "Весну" обвиняют в оказании бесплатных юридических услуг всем гражданам Белоруссии, а не только своим членам.
Напротив, "Правовую помощь населению" пытались уличить в том, что она брала деньги за консультации. Причем единственными, кто выразил готовность подтвердить данный факт, оказались сами чиновники министерства, пишет газета. Процесс проходил в условиях, близких к конспиративным. Несмотря на то что участие в нем пожелали принять журналисты и дипломаты, в кабинете судьи могли поместиться только истцы и ответчики. В связи с этим заседание было решено перенести в зал, где хватило бы места всем, но дальше намерений дело не пошло. В итоге, отмечает «Русский курьер», слушание состоялось все в том же кабинете и без "нежелательных" гостей. В знак протеста руководитель "Правовой помощи населению" Олег Волчек покинул здание суда. Но отсутствие ответчика не стало препятствием для ликвидации организации.
Едва ли в случае с "Весной" приговор окажется иным, предполагает газета. К этому стоит добавить, что под ударом оказался и "Белорусский Хельсинкский комитет" (БХК). Ему вынесли предупреждение за то, что на фирменном бланке название организации не взято в кавычки. Забавно, пишет «Русский курьер», что при этом ревнители русского языка из Минюста Беларуси ухитрились допустить несколько ошибок в тексте собственного решения. В настоящее время налоговики проверяют всю административно-финансовую деятельность "Белорусского Хельсинкского комитета", начиная с 1995 года, причем не только центрального офиса, но и тринадцати региональных отделений организации. Судя по всему, кому-то очень нужны основания для иска о закрытии БХК. Руководитель "Белорусского Хельсинкского комитета" Татьяна Протько заявила в интервью газете, что связывает ликвидацию правозащитных организаций с готовящимся референдумом, на котором планируется устранить конституционную норму, ограничивающую пребывание одного человека на посту президента двумя пятилетними сроками.