Знаменитая "Легенда о любви" возвращается на сцену Большого
После шестилетнего перерыва, когда в Большой театр пришло новое руководство, Григорович снова стал ставить спектакли в театре. В прошлом сезоне состоялась премьера новой редакции "Лебединого озера". А премьера "Легенды" пройдет 24 апреля. Как сказал после генеральной репетиции спектакля нынешний руководитель балета Большого театра Борис Акимов, это будет та же версия, что и в 1961 году. Однако что-то, вероятно, все-таки изменится. Как говорил сам Григорович в одном из интервью, "спектакли, как и люди, с возрастом меняются".
"Легенда" - сильный, цельный балет с яркой сценографией, где безупречно стилизован Восток, множество костюмных, световых, декорационных находок. Это балет, где есть что играть и что танцевать, хотя больше того, что нужно именно играть. Конечно, в постановке Григоровича много эффектных сольных и массовых танцев, есть моменты, позволяющие продемонстрировать себя, показать сложные элементы танца. Однако в "Легенде" нет техники ради техники, нет чистого пластического эксперимента. Драматическое начало столь сильно, что ему все подчиняется. Каждое движение нужно постольку, поскольку оно способно выразить яркую эмоцию. В балете сразу две жертвы - столь огромных, что для развития действия хватило бы и одной. Царица Мехменэ Бану жертвует красотой ради спасения жизни младшей сестры, а художник Ферхад жертвует любовью опять-таки ради спасения людей - он должен добыть воду, сокрушив скалу.
В "Легенде" нет схематичных образов. И каждый исполнитель привносил в трактовку героя или героини нечто свое. Например, Ферхад Лиепы отличается и от Ферхада Васильева, и от Ферхада Лавровского. Что будут танцевать нынешние примы и премьеры Большого - увидим 24 апреля. Партию Мехменэ репетировали Мария Александрова, Мария Аллаш, Надежда Грачева; Ферхада - Николай Цискаридзе, Дмитрий Белоголовцев, Руслан Скворцов, Александр Волчков; Ширин - Анна Антоничева, Марианна Рыжкина, Нина Капцова.
Дмитрий Шостакович писал о балете: "Хореография чрезвычайно интересна и разнообразна ... Григорович привнес в хореографию сложную тему и сумел с большой художественной силой ее разрешить". Об Арифе Меликове Шостакович говорил как об одаренном композиторе, музыка которого подлинно профессиональна: "Легенду" характеризует глубокая музыкальная драматургия партитуры ... внутреннее развитие, точность и выразительность музыкальных характеристик героев". Работа Вирсаладзе оценена как прекрасное сценическое решение, которое демонстрирует высокое искусство и тонкий вкус. "Если бы Григорович не поставил больше ничего, кроме "Легенды о любви", - говорили о балете на Западе, - его уже можно было бы назвать Великим хореографом".