Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
ВШЭ впервые прокомментировала ситуацию вокруг журнала DOXA Политика, 22:34 Экспертизу по делу DOXA выполнила лингвист из дела Навального Общество, 22:27 Рим гарантировал допуск зрителей на стадион во время Евро Спорт, 22:07 История инвестора: как получать 10% годовых в валюте РБК и СберПервый, 22:02 В Петербурге суд арестовал гендиректора сгоревшей «Невской мануфактуры» Общество, 21:59 Байден пообещал вывести войска из Афганистана к 20-летию 11 сентября Политика, 21:54 В Турции за сутки впервые выявили 60 тыс. заболевших COVID-19 Общество, 21:26 Тарасова оценила влияние нового тренера на результаты Трусовой Спорт, 21:21 Где лучше всего смотреть на Млечный путь РБК и ПСБ, 21:12 Плющенко объявил о подключении тренера Арутюняна к работе с его академией Спорт, 21:09 Акции Сoinbase выросли на 70% на первых торгах после выхода на биржу Инвестиции, 21:03 Лавров призвал ОБСЕ добиваться от Киева урегулирования в Донбассе Политика, 20:55 Российский нападающий выбыл до конца сезона НХЛ Спорт, 20:50 Как правильно выбрать летнюю резину. Инструкция РБК и Nokian Tyres, 20:41
Политика ,  
0 

Правительство выступило против Ирины Яровой в споре о единых учебниках

Правительство не поддержало законопроект Ирины Яровой и Вячеслава Никонова о единых учебниках по основным предметам, решив, что идея противоречит Конституции. В этом году стали буксовать и другие инициативы Яровой
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

​Правительство вынесло отрицательный отзыв на законопроект о единых базовых учебниках истории, русского языка, литературы и математики. Законопроект был внесен в Госдуму в мае председателем комитета по безопасности Ириной Яровой и главой комитета по образованию Вячеславом Никоновым. В течение июня под ним подписались еще 157 депутатов.

Зачем депутатам единообразие

Поправки в закон «Об образовании» предлагают ввести единые базовые учебники для четырех предметов — истории России, математики, русского языка и литературы. Пользоваться другими учебными пособиями законопроект не запрещает, но ограничивает их круг входящими в федеральный перечень учебных пособий. Школы должны будут ориентироваться на федеральные государственные образовательные стандарты, а не писать образовательную программу сами. В пояснительной записке к законопроекту авторы мотивируют свои предложения необходимостью обеспечить «единство образовательного пространства на всей территории Российской Федерации» и «духовно-нравственное развитие ребенка».

Законопроект противоречит ч.1 ст.44 Конституции, гарантирующей свободу преподавания, указывает правительство в своем отзыве. В связи с этим поправки конфликтуют и с законом об образовании, в котором закреплены права педагогов на выбор учебников, пособий, материалов и т.д., автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и учащихся. Кроме того, отмечается в отзыве, по закону об образовании федеральные стандарты обеспечивают вариативность содержания образовательных программ. А поправки предлагают наполнить стандарты единым базовым содержанием.

Также реализация законопроекта потребует дополнительных бюджетных денег, что не соответствует Бюджетному кодексу, отмечается в отзыве правительства.

В июле против законопроекта выступил комитет Госсовета Татарстана по образованию. Министр образования Дмитрий Ливанов в конце августа говорил журналистам, что единых учебников в российских школах не будет.

Впрочем, Дума может принимать законопроекты и при отрицательных отзывах правительства, если так решит фракция большинства.​

Правительство заняло здравую позицию, считает главный научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН, член Вольного исторического общества Евгений Анисимов. «Не должно быть единых учебников. По отечественной истории должен существовать корпус обязательных фактических данных, нейтральных и безоценочных. У учителя должна быть свобода выбора», — полагает историк.

Законы непростой судьбы

В 2015 году сразу несколько законопроектов, внесенных Яровой, зависли в Думе. В частности, законопроект, обязывающий правительство отчитываться перед парламентом о ситуации в науке и образовании, еще не рассмотрен Думой. Инициативы по профилю своего комитета — о борьбе с коррупцией — Яровая с соавторами вносила в марте 2015 года, но обе пока не рассмотрены Думой.

В июне Яровая отозвала свой законопроект, также касавшийся единых учебников истории, русского языка и литературы: его текст ранее просил изменить профильный комитет по образованию.

Яровая перестала согласовывать свои действия с руководством фракции и ею недовольны, рассказывал собеседник РБК в «Единой России». По его словам, это недовольство было связано скорее не с конкретными инициативами, а с тем, что Яровая в своих законопроектах, заявлениях и действиях выходит за пределы своей компетенции и полномочий. В качестве примера он привел ее идеи о едином учебнике по русскому языку и литературе. «Тема образования не имеет к Яровой никакого отношения. Неясно, зачем она пытается этим заниматься. Отсюда возникает желание послать ей сигналы о том, что так делать не надо», — предположил собеседник РБК.

Законопроекты Яровой имели успех, когда она не являлась их автором, а лишь вносила спущенные ей из администрации президента или лоббистов предложения, говорит политолог Глеб Кузнецов. «Она была просто лицом чужих законопроектов, а сейчас у нее, видимо, на фоне прошлых успехов появились самостоятельные амбиции, она стала предлагать свои идеи, но ее на этом пути ждут большие разочарования», — отмечает Кузнецов.

Получить комментарий самой Яровой на момент публикации не удалось.