Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Больше половины россиян заявили, что едят сладкое, когда нервничают Общество, 04:50
В Запорожской области ввели бивалютную зону Политика, 04:36
Власти Запорожской области заявили о намерении войти в состав России Политика, 04:11
Япония назвала провокацией ракетные пуски КНДР сразу после визита Байдена Политика, 03:49
Боррель призвал Евросоюз научиться «языку силы» Политика, 03:37
Число погибших при стрельбе техасской школе увеличилось до 21 Общество, 03:13
Глава Россотрудничества сообщил о желающих переехать в Россию американцах Политика, 02:49
«Известия» сообщили о планах ввести новый сбор с авиапассажиров Бизнес, 02:41
«Ведомости» узнали о планах властей повысить пенсии и МРОТ на 10% Экономика, 02:17
Беглов отправит строителей в Мариуполь для восстановления города Политика, 01:31
«Ведомости» узнали, что в Nike не нашли способ привезти товар в Россию Бизнес, 01:29
Банки предложили механизм «змея в тоннеле» для расчетов в «мягкой» валюте Экономика, 01:24
Задержанный экс-президент Молдавии Додон заявил о наличии объяснений Политика, 00:58
В Южной Корее сообщили о запуске КНДР трех ракет после визита Байдена Политика, 00:49
Выборы президента России ,  
0 

Количество обращений в ЦИК по поводу выборов выросло в десятки раз

За два дня после президентских выборов, 19–20 марта, в Центризбирком поступило около 20 тыс. обращений. Всего за время президентской кампании ЦИК получил 240 тыс обращений, это рекорд, сообщил источник РБК, близкий к ЦИК
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Рекорд по обращениям

В ЦИК до сих пор продолжают поступать обращения в связи с прошедшими президентскими выборами, рассказали РБК два источника, близкие к Центризбиркому. За два дня после голосования — 19 и 20 марта — было принято не менее 20 тыс. сообщений, большая часть из них — вопросы и уточнения, сказал один из них. Второй источник РБК подтвердил эту информацию.

Всего за время работы Информационно-справочного центра (ИСЦ) ЦИК — с 18 декабря прошлого года до 20 марта — в него поступило около 240 тыс. сообщений, добавили собеседники РБК. Это «необычайно много», утверждает один из источников РБК. Второй добавляет, что это «самое большое количество обращений в ЦИК за историю президентских кампаний».

Во время выборов 2012 года ИСЦ получил около 3,6 тыс. обращений, тогда он работал с 20 февраля по 8 марта. Нынешний показатель собеседники РБК объяснили как более продолжительной работой центра, так и большим числом операторов, принимавших сообщения. Их было более 400, объявила секретарь ЦИК Майя Гришина.

Члены ЦИК также связали рост числа обращений с запуском проекта «Мобильный избиратель», который позволял голосовать по месту пребывания без посещения избирательных комиссий или МФЦ. «После запуска этого проекта очень много было вопросов, уточнений», — сказал РБК член Центризбиркома Сергей Сироткин. С ним согласился его коллега Евгений Колюшин: «Люди сразу начали звонить в ЦИК, уточнять, как и где они смогут проголосовать без открепительных». По мнению Колюшина, увеличение числа сообщений объясняется и изменением графика работы ИСЦ: «Операторы принимали сообщения постоянно, по суткам». По его словам, в 2012 году «такой оперативности приема сообщений не было».

Встреча всех кандидатов в президенты в Кремле. Фоторепортаж
Фотогалерея 
Согласно предварительным данным ЦИК Ксения Собчак набрала по итогам голосования на выборах президента России 1,68% голосов. Владимир Путин, который выдвигался на пост президента в четвертый раз, лидирует по итогам выборов с результатом 76,69%.

По мнению политолога Николая Миронова, обращений стало больше из-за того, что избиратели стали больше обращаться напрямую в ЦИК, а не в участковые комиссии (УИК). «Это связано с тем, что не так просто приживается новая система голосования, — уточнил он. — Раньше, когда человек испытывал какие-то проблемы со списками или другими вопросами жалобы, шли в УИК и на месте все решалось». Напрямую в ЦИК люди начали обращаться из-за появления большого количества агитации о выборах. «Люди решили, что все решается там, наверху, в ЦИК. И решили писать и звонить сразу туда», — уточнил Миронов.

Pro
Фото: Shutterstock Telegram все ближе к мечте о супераппе. Чего еще в нем не хватает бизнесу
Pro
Фото: insta_photos / Shutterstock Что делать с ETF: мнения аналитиков
Pro
Фото:  Shutterstock Почему инвесторы бегут из крипты: две причины и одна теория заговора
Pro
Фото: Andrea Verdelli / Getty Images Локдауны в Китае грозят новым логистическим кризисом. Чего ждать
Pro
Фото: Helena Lopes / Pexels Не открывайте бизнес с друзьями. Почему это суждение бывает ошибочно
Pro
Фото: Anton Vaganov / Reuters Экономика РФ не рухнула после санкций. Как это объясняют зарубежные СМИ
Pro
Фото: Chris Hondros / Getty Images Продажи предметов роскоши растут быстрее ожиданий. Как на этом заработать
Pro
Фото: Carl Court / Getty Images Компания переезжает на новое место, а сотрудник отказывается. Что делать

Увеличение числа обращений не свидетельствует о росте числа нарушений, уверен он. «Выборы не стали значительно хуже, — сказал эксперт. — На них нарушений не больше, чем было раньше».

Откуда звонили

Традиционно большая часть обращений и жалоб поступает из Москвы и Московской области, рассказали источники РБК. В 2018 году из столицы в ИСЦ поступило более 35 тыс. обращений, из Московской области — 14,6 тыс. Во время прошлой кампании из Москвы поступило более 100 обращений, из Подмосковья — от 50 до 100 (более точные цифры в ЦИК уточнить не смогли). Среди лидеров также Санкт-Петербург. В 2012 году оттуда было получено от 20 до 50 обращений по поводу кампании и президентских выборов, в 2018 году — 12,4 тыс.

Из Москвы, Подмосковья и Петербурга всегда поступает больше всего обращений о выборах и кампании, отметил сопредседатель движения «Голос» Григорий Мельконьянц. «Главный фактор количества обращений — число наблюдателей в каждом из регионов, — пояснил он. — А в этих трех регионах их всегда больше всего». По его словам, количество обращений в регионах зависит от уровня информированности населения о том, куда можно обращаться, от «гражданской активности населения» и от региональной власти — «насколько передавливают админресурсом население и [избирательные] комиссии».

В 2012 году от 20 до 50 обращений также поступило из Татарстана, Нижегородской области и Краснодарского края. Сейчас большое количество обращений зафиксировано из Краснодарского края (7,5 тыс.), Ростовской (5,3 тыс.), Самарской (4,2 тыс.) и Челябинской (4,1 тыс.) областей.

Кто и зачем звонил

Пик приема сообщений пришелся на день перед выборами: тогда в ИСЦ поступило около 24,1 тыс. обращений, следует из презентации Центризбиркома (есть у РБК). В день голосования, по данным на вечер 18 марта, ЦИК приняла еще более 20 тыс. сообщений. Чаще всего в ИСЦ обращались избиратели — около 215 тыс. сообщений. Еще около 2,8 тыс. обращений поступило от сотрудников избирательных комиссий разных уровней, более 1 тыс. — от представителей предприятий и учреждений. 785 раз в Центризбирком обращались представители полиграфических организаций — с вопросами по поводу плакатов с призывами на выборы и агитационной продукции. Представители кандидатов в президенты, политических партий, органов власти и общественных организаций отправили в ИСЦ 1060 обращений.

Перед выборами граждане чаще всего обращались в центр, чтобы получить информацию о голосовании по месту пребывания. Количество таких обращений превысило 138 тыс. (Как ранее писал РБК, благодаря поправкам в избирательном законодательстве количество голосующих по месту пребывания в этом году выросло в три раза по сравнению с выборами 2012 года.) 49,1 тыс. обратившихся хотели получить справочную информацию, в частности по вопросам навигации на сайте ЦИК.

Как проходит голосование на выборах президента в России. Фоторепортаж
Фотогалерея 
Раньше всех открылись избирательные участки Камчатского края и Чукотского автономного округа: там голосование началось в 8 утра местного времени (23:00 мск 17 марта).

Среди обращений оказалось 7,2 тыс. жалоб; 2,8 тыс. из них касались действий и бездействия избирательных комиссий. «В эту категорию попали обращения по поводу возможных подтасовок со стороны комиссий, случаи, когда члены этих комиссий не мешали вбросам и прочим нарушениям», — уточнил собеседник РБК в ЦИК.

В 2012 году ЦИК получила 257 жалоб на неправомерные действия членов избирательных комиссий во время голосования и подсчета голосов и 180 обращений по поводу их действий и бездействия, не связанных с голосованием. 44 обращения в ходе прошлой президентской кампании касались фальсификаций при подсчете голосов.

Как голосовали на выборах президента России за рубежом
Фотогалерея 
Очередь у входа в избирательный участок в генконсульстве России в Милане.

В 2018 году 2,1 тыс. полученных жалоб касались недостатка технического обеспечения работы избирательных комиссий, 1,3 тыс. — недостатков информирования граждан о выборах. «На недостатки информирования жаловались не много, потому что львиная доля [работы ЦИК] в предвыборный период касалась именно информирования о выборах, из каждого чайника говорили о том, как проголосовать по месту пребывания», — рассказал источник РБК в ЦИК. Еще 671 обращение, полученное в ходе нынешней кампании, касалось использования кандидатами административного ресурса, то есть должностного положения для агитации. В 2012 году ЦИК получила 55 таких жалоб.

Еще 248 жалоб в ходе нынешней кампании касались нарушения правил агитации, в 2012 году на это жаловались 180 раз.

Материалы к статье
Авторы
Теги