МИД заявил о подготовке к любым сценариям после краха договоров о ракетах
Необходимо готовиться к «любым сценариям» после истечения срока действия Договора о стратегических наступательных вооружениях, заявил посол по особым поручениям МИДа Григорий Машков в статье для журнала «Международная жизнь». По словам посла, прекращение срока действия договора будет означать появление правового вакуума в сфере контроля над стратегическими вооружениями.
«Не исключено образование после завершения действия ДСНВ-3 в феврале 2026 года «вакуума» в области международно-правовых инструментов поддержания стратстабильности на длительный период. В таких условиях Россия должна быть готова к любым сценариям», — написал он.
Договор СНВ-3 ограничивает число ядерных боеголовок и носителей ядерного оружия у России и США. Действие договора формально истекает в 2026 году. О приостановке участия России в ДСНВ президент Владимир Путин объявил 21 февраля в послании Федеральному собранию.
Еще один договор в сфере контроля над ядерными вооружениями — Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). ДРСМД действовал с июня 1988 года, он запрещал производство и испытания баллистических и крылатых ракет наземного базирования с дальностью от 500 до 5,5 тыс. км. Но в 2019 году США вышли из соглашения.
«Большее внимание требуется уделить ракетам средней и большей дальности, которые начинают приобретать стратегическое измерение. После развала ДРСМД все ограничения сняты. В связи с этим возникает вполне логичный вопрос, насколько мы за 30 лет нашего участия в договоре отстали от других обладателей этого типа оружия и что нужно в первую очередь сделать для устранения существующего здесь дисбаланса», — отмечает Машков.
По его словам, сейчас Россия придерживается неразмещения первыми баллистических ракет средней и большей дальности наземного базирования на западном направлении. Однако, не исключает дипломат, от этого подхода придется отказаться. По его словам, России предстоит оценить, не нужно ли уже сейчас «начинать подготовку к развертыванию ракет этого типа, которые позволили бы в случае ухудшения ситуации оперативно реагировать на возникающие вызовы».
«Очевидна потребность в наращивании Россией тактического ракетного потенциала, дальнейшем повышении эффективности его применения и заблаговременном накапливании запасов ракетных вооружений для действенного ответа на любые вызовы национальной безопасности, в том числе в Калининграде, где натовцы вознамерились взять российскую территорию под прицел американских РСЗО», — констатирует он.
Владимир Путин, объясняя приостановку участия России в ДСНВ, указывал на то, что США и НАТО требуют от России выполнять условия ДСНВ, но одновременно стремятся нанести ей «стратегическое поражение». Кроме того, в НАТО, помимо США, входят еще две ядерные державы — Великобритания и Франция, поэтому Россия выступает за то, чтобы участником ДСНВ стал и сам Североатлантический альянс.
В российском МИДе тем не менее заявили, что, несмотря на приостановку участия России в ДСНВ, Москва продолжит соблюдать ограничения, предусмотренные договором, и обмениваться уведомлениями с США о пуске баллистических ракет.