«Фабрика медиа» открыла филиал в бывшем московском штабе Навального
В штабе Навального
В феврале к юридическим лицам «фабрики медиа» (группа СМИ, которую источники журнала РБК связывали с бизнесменом Евгением Пригожиным) добавилось еще одно — ООО «Международное агентство новостей» (МАН). Новая компания займется развитием столичного офиса медиахолдинга, в том числе формированием отдельной московской редакции основного издания «фабрики медиа» — РИА ФАН, рассказал РБК Алексей Никифоров, владелец и директор МАН.
Основное издание «фабрики медиа» — РИА ФАН. До последнего времени в его московском офисе работали пять человек, отметил в разговоре с РБК руководитель издания Евгений Зубарев. Сейчас его решено расширить до 15–20 журналистов, активная фаза поиска кандидатов началась в марте, уточнил он. Руководить столичным офисом РИА ФАН поручено бывшему заместителю главного редактора «Известий» Ольге Тропкиной.
«Фабрикой троллей» называют организацию, которая появилась в Санкт-Петербурге около пяти лет назад. Ее сотрудники якобы должны писать провластные комментарии в соцсетях, критиковать оппозиционеров и пропагандировать патриотические ценности, писали «Новая газета», «Фонтанка» и Би-би-си. Журнал РБК в 2017 году выяснил, что по адресу «Фабрики троллей» в Санкт-Петербурге был зарегистрирован ряд СМИ. Возникший рядом с «фабрикой троллей» медиахолдинг журналисты стали называть «фабрикой медиа». До последнего времени в нее входило не менее 16 изданий, у них есть общие руководители и, предположительно, общий инвестор, писал журнал РБК.
Десять из 16 порталов «фабрики медиа» имеют свидетельства Роскомнадзора на работу в качестве СМИ, следует из данных реестра регулятора. Единого юрлица у холдинга нет: свидетельства распределены между несколькими компаниями, как правило, записанными на действующих сотрудников.
В ближайшей перспективе столичная редакция ФАН рассчитывает выйти на уровень «ведущих качественных СМИ России с эксклюзивными расследованиями и работой с закрытыми источниками», рассказала РБК Тропкина. По ее словам, контент должен быть объективным, но «интересы страны будут превыше всего в любых обстоятельствах».
Для запуска проекта МАН был арендован офис на Николоямской улице, 26, в районе Садового кольца. В 2013 году в нем работал штаб Алексея Навального, который тогда баллотировался на пост столичного мэра. «Никакого умысла в этом нет, нам сказали об этом уже после заключения договора аренды», — утверждает Никифоров. Ни арендную плату, ни общую стоимость расширения он не называет.
В настоящее время в том же здании сдается офис такой же площади за 286 тыс. руб. в месяц, следует из данных онлайн-сервиса ЦИАН. Средняя зарплата в московской редакции составит около 70 тыс. руб., говорит Никифоров. С учетом ряда вспомогательных и стартовых затрат месячный бюджет агентства будет равен 2–2,5 млн руб., рассказывает сотрудник холдинга. Годовая работа всей «фабрики медиа» обходится примерно в 200 млн руб. при штатной численности в 250 человек, писал ранее журнал РБК. Никифоров подтвердил, что в 2017 году расходы были близки к этой сумме. В 2018-м, с учетом расширения, бюджет «фабрики медиа» может составить 300 млн руб., рассказывает сотрудник холдинга.
Евгений Пригожин рад за РИА ФАН
Имя инвестора руководители холдинга не называют. К финансированию «фабрики троллей» могут иметь отношение структуры петербургского бизнесмена Евгения Пригожина, писала ранее «Новая газета» и подтверждал собеседник журнала РБК из окружения бизнесмена. Евгений Пригожин заметил в комментарии РБК, что не имеет никакого отношение к СМИ «фабрики медиа», но «искренне рад за них» и гордится, что «у данных проектов такой рост».
«Как же без Москвы? Мне кажется, так как это федеральный проект, то он должен расширяться. Офис в Москве вполне логичен, потому что Москва — центральный регион России», — прокомментировал он расширение РИА ФАН в Москве.
В середине февраля Минюст США опубликовал обвинительное заключение в отношении 13 россиян, которые, по версии американских властей, были связаны с «фабрикой троллей» и занимались вмешательством в политическую жизнь США во время выборов 2016 года. Возглавляет список обвиняемых Евгений Пригожин: его кейтеринговая группа «Конкорд», как считают в Минюсте, является спонсором «фабрики». «К выборам в США отношения не имею, выступаю за мир и дружбу во всем мире», — так сам Пригожин прокомментировал эти обвинения в своем комментарии РБК.
Прирост в два раза
Совокупная аудитория тринадцати новостных ресурсов, связанных с «фабрикой троллей», достигла 72 млн человек, следует из статистики Liveinternet за период с 10 февраля по 13 марта (сегмент «Все страны»). Год назад, в январе-феврале 2017-го, ежемесячная аудитория «фабрики медиа» составляла 36 млн человек. Таким образом, за год посещаемость ресурсов «фабрики медиа» выросла в два раза. Для сравнения: аудитория ресурсов Rambler&Co (Gazeta.ru, Lenta.ru, RNS) за аналогичный период 2018 года была равна 102 млн человек, интернет-порталов Национальной медиа группы (Iz.ru, «Спорт-Экспресс», сайты РЕН ТВ и «Пятого канала) — 96 млн человек, по данным Liveinternet.
Самым читаемым СМИ холдинга остается «Федеральное агентство новостей»: за февраль-март 2018-го его посетили 17,5 млн человек, следует из данных Liveinternet. Следующими по посещаемости стали «Экономика сегодня» (13,4 млн), «Политика сегодня» (8 млн) и «Народные новости» (6,7 млн).
Почти у всех порталов доля непрямого трафика существенно превышает прямой, следует из статистики сервиса Similarweb. Основные посетители приходят либо из новостного агрегатора «Яндекс.Новости», либо из сетей по обмену трафиком. Исключение составляет ФАН: на тех, кто набирает в адресной строке riafan.ru, приходится 47% посетителей ресурса. Год назад этот показатель составлял 27%. Основной эксклюзивный контент ФАН — собственные новости из Сирии.
После публикации расследования журнала РБК, где был впервые использован термин «фабрика медиа», на ООО «Федеральное агентство новостей» был зарегистрирован домен Fabricmedia.ru.