Российские депутаты вводят конфискацию имущества
Законопроект вносит изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, согласующие его с новой статьей Уголовного кодекса о конфискации. Согласно этой статье, устанавливается конфискация денег, ценностей и иного имущества, полученных преступным путем, используемых или предназначенных для финансирования терроризма и служащего средством совершения преступления.
Также в Уголовно-процессуальном кодексе закрепляется норма, согласно которой такое имущество в неотложных случаях подлежит аресту на основании постановления следователя без получения судебного решения.
Кроме того, законопроект вносит дополнительные положения в закон "О средствах массовой информации". Так, в условиях проведения контртеррористической операции порядок сбора и получения информации СМИ будет определяться представителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.
Кроме того, вводится запрет на распространение в СМИ сведений, раскрывающих специальные средства, технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции. При этом порядок получения СМИ информации во время терактов, возможно, будут определять представители оперштаба.
За принятие законопроекта проголосовали 419 депутатов, против - 5, воздержались - двое.
Следует отметить, что год назад о необходимости вновь вернуть норму конфискации имущества заявляли генпрокурор РФ Владимир Устинов и глава МВД РФ Рашид Нургалиев. Генпрокурор РФ предлагал тогда компенсировать ущерб пострадавшим в результате терактов за счет средств, полученных от конфискации имущества террористов.
По мнению же Р.Нургалиева, конфискация имущества, должна обеспечить подрыв экономических основ оргпреступности. "По мнению правоприменителей, конфискация необходима как дополнительная мера наказания за тяжкие наркопреступления, организацию преступного сообщества и совершение террористического акта", - заявил Р.Нургалиев. Он подчеркнул, что исключение из УК такого вида наказания, как конфискация, значительно снизило превентивную роль закона в борьбе с организованной преступностью, а установленные штрафные санкции не всегда в полном объеме могут обеспечить конфискацию доходов, полученных от преступной деятельности.
Следует отметить, что в международном уголовном праве существует два вида конфискации – общая и специальная. Общая подразумевает конфискацию всего без исключения имущества осужденного. Во многих странах такая конфискация запрещена конституцией. Россия же рассталась с ней лишь в конце 2003 года с принятием соответствующих президентских поправок в Уголовный кодекс. Эти поправки были приняты Государственной думой 21 ноября, одобрены Советом Федерации 26 ноября 2003г.
Другая, специальная, конфискация предусматривает безвозмездное изъятие того имущества, которое использовалось для совершения преступления или было получено преступным путем. В международной практике специальная конфискация, как правило, применяется в случаях таких преступлений, как легализация преступных доходов, финансирование терроризма, а также нелегальный оборот наркотиков. В России специальная конфискация применяется гораздо шире, в том числе для менее серьезных преступлений.